Найти тему
Никита Иванов

Память преподобного Алексия, человека Божия.

Мои заметки (Из книги Дневник священника)


Помню свою встречу с этим дивным святым. Храм, где хранятся мощи преподобного Алексия в Риме, знают все местные жители. Поэтому найти его не составило особого труда. Храм древний, неоднократно перестраиваемый, но сохранивший свою изначальную форму римской базилики (как в Вифлееме, чтобы было понятно).
Мы пришли в храм преподобного днем. Было пустынно, тихо и прохладно. Само место называется «холм святого Алексия» (Сант Алессио). С первых шагов по двору храма чувствовалось, что этого святого здесь любят, а он любит взаимно. Двор, и садик, и все вокруг было сделано с большой любовью. В середине базилики – престол, под которым почивают мощи преподобного Алексия и мученика Вонифатия. Алтаря как такового нет, к престолу может подойти любой желающий и приложиться к решетке, за которой рака с мощами.

Мы расположились справа от престола, напротив чудотворной иконы Матери Божией Эдесской. Эта та самая икона, у которой преподобный прожил 17 лет в Эдессе, чудный образ, написанный, по преданию, апостолом Лукой. В нем столько света и тепла, что решили служить молебен именно здесь.

Звуки молебна наполнили пустую церковь, и приглушенное эхо разнесло наши голоса по храму. Преподобне отче Алексие, моли Бога о нас! Молились, конечно, и Матери Божией, и мученику Вонифатию, и слова немного дробились эхом по сводам храма, создавая впечатление, что с нами молятся еще многие и многие неведомые нам. А может, так и было? Бог весть. Слова, как волны, шли по храму. И от этого волнения было радостно и мирно.

-2

Молебен закончился, слова стихли, а храм звучал. Мы переглянулись и замерли. Каждый слышал и молчал. Да и что тут говорить, это слишком глубоко в сердце. Мы стояли, а храм пел, звуков уже не было, был некий тон, как в знаменном распеве. И звучал он таким родным и близким чувством, в котором и страдание, и милость, и любовь, и что-то неведомое нам. Каждый, без сомнения, переживал свою встречу с великим святым.

-3

Потом мы подошли к лестнице, под которой подвизался в смирении и терпении подвижник. Она сегодня одета в мрамор и украшена, но главное ее украшение – кротость и страдания угодника Божьего. Погрелись и тут душой. Постояли какое-то время внутри храма и вышли. С холма открывался чудный вид на Рим.

Мы смотрели и переживали еще раз славу этого города, который пролил реки крови мучеников и освятился их страданиями, который возвеличен подвигами многих святых. А рядом, казалось, еще звучал голос древнего храма, где мирно покоились два великих мученика за веру, один невольный, а другой добровольный. Что они хотели сказать нам? Мне показалось именно то, что если кто умрет здесь, на земле за Христа, тот преобразит немного эту бедную грешную землю. Пусть этот голос совсем неприметный для многих, но душа верующего всегда найдет в таком месте давно забытый голос Бога.

Эдесская  икона Пресвятой Богородицы
Эдесская икона Пресвятой Богородицы