Глава дипломатической миссии Мураджа Охсон (д’Оссон) привел одно арабское предание о первоначальном открытии кофе.
В Мокке, в Аравии, в 656 году гиждры, дервиш, изгнанный из общества за дурное поведение, блуждал по горам без средств к существованию. Он собрал бобы с кустарников, которые росли вокруг в изобилии, сварил их, и питался так несколько дней.
Два его товарища, пожалев, пошли на его поиски, ожидая найти умирающим с голода. Они немало удивились, узнав о новонайденном им пропитании, и изведав питье, нашли его приятным на вкус. Кроме того, они страдали кожным заболеванием, а пробыв с изгнанником несколько дней, после многих приемов нового питья, совершенно излечились.
Свое выздоровление они приписали питью, известного в Мокке под названием кайве, но до этого не употребляемого.
Слух о спасении дервиша новой манной пустыни и об исцелении больных, породил общий энтузиазм в Мокке. Народ увидел в этом чуде волю Всевышнего Аллаха. Дервиш тогда же был пожалован в святые и получил титул шейха. Эмир осыпал его благодеяниями и построил для него монастырь близ того места, где случилось чудо, даровавшее Аравии и всему миру ароматический мокка.
Можно ли верить в истинность этого предания или нет, но ходит по земле и другая легенда. В ней роль первооткрывателя отдана баранам.
Однажды пастух заметил, что его бараны с большим аппетитом ели листы и бобы какого-то кустарника, которые отнимали у них сон. Страдая сам большой сонливостью, он вздумал варить эти бобы и пить отвар.
Таким образом они и вошли в употребление.
Вскоре, их начали жарить и молоть, усовершенствовав благородное открытие баранов.
Употребление кофе распространилось между Аравийскими племенами, в Египте и по всей Азии.
Появились кофейные дома, которые стали посещать лучшие представители стамбульского общества.
Но, это «возбудило неудовольствие шейхов и имамов, лицемеров и врагов всякого невинного наслаждения».
Кофе стал предметом споров мусульманских законников и был издан даже духовный закон, который объявлял невозможным к употреблению «всякую пищу и питье из вещества, обращенного в уголь».
Однако, кофе успело покорить не только простое население, но султанов. В особенности он укрепил позиции в период Селима II – было открыто около 600 кофейных домов.
А вот его преемник Мурад из-за распространения в таких домах политических сплетней и разврата издал фирман, запрещающий употребление кофе. Все заведения были закрыты.
Тут в защиту кофе вступился Муфти, политик и толкователь закона. Он объяснил, что кофе никак нельзя отнести к прошлому запрету, причисляющего его к углю, ведь зерна кофе только обжариваются, на что султану пришлось согласиться и вернуть кофейные дома обратно.
К сожалению, предмет торговли американцев усугубил положение стамбульских кофеин. Теперь турки пристрастились еще и к табаку, ставшего незаменимым спутником бодрящего напитка и долгих разговоров о политике. Через некоторое время кофе и табак были объявлены причиной бунтов и заговоров. Мурад VI наложил очередной полный запрет.
Но, время не властно над напитком и при Ибрагиме I все вернулось на круги своя.
Кофе стал элементом народного быта. Были даже примеры, когда жена судилась с мужем из-за того, что он не давал ей его пить.
Турчанки не менее турок пристрастились к кофе и табаку. Если в Турции предстояло сделать 20 визитов, значит не обошлось без 20 чашек кофе и такого же количества выкуренных трубок.
#турция #кофе #табак #стамбул #константинополь #мокка #азия