Найти в Дзене
Алексей Завгородний

Проблема цифровой зависимости ребенка в раннем возрасте.

Бытует мнение, что внедрение в раннем возрасте информационных технологий в жизнь ребенка оказывает пагубное воздействие на еще не сформировавшиеся нейронные сети головного мозга.

Я полностью разделяю эту точку зрения и вот почему.

Для того чтобы лучше понять о каком вреде идет речь, надо понять, как формируется детский мозг и психика.

Развитие детского мозга можно разложить на несколько периодов, которые затрагивают на начальном этапе мозговой ствол, на завершающем – кору головного мозга.

Первый период начинается еще в утробе матери, в котором наиболее критичным принято считать 20-27 день, когда начинает формироваться детский мозг от передней части нервной трубки. Примерно в это время формируется лобная, теменная и затылочная доля головного мозга, а из нейроэктодермы возникает нейронный диск.

Второй период можно отнести к младенчеству, переходящему в раннее детство, в котором наиболее критичными принято считать 1 - 8 недели ввиду формирования зрительных функций и 6 - 24 месяц, так называемый сензитывный период, когда формируются определенный набор психологических свойств и видов поведения.

И т.д., вплоть до 20-23 лет, когда происходит окончательное созревание префронтальной коры головного мозга.

Развитие мозга имеет волновую диаграмму, но самым значимым на мой взгляд всплеском активности является период первых трех лет ввиду своей интенсивности формирования основ условнорефлекторных связей, отличающихся своей прочностью и способных сохраняться до конца жизни.

Первый трехлетний интервал очень значим. Именно в этот период не стоит погружать ребенка в цифровой мир совсем. Особую опасность несут интерактивные гаджеты, так как происходит очень быстрая коммуникация и как следствие более интенсивное привыкание.

В этот период формирования психики ребенка, подменяя реальный мира на виртуальный мы подменяем еще не сформировавшиеся навыки сторонними. Фактически притормаживая развитие своих собственных и грубо вмешиваясь в их формирование, нанося непоправимый вред детской психики на всю жизнь.

Представьте себе на минуту, каких будет стоить сил и здоровья разорвать установившуюся глубокую связь, после того как у ребенка произошла подмена навыков, сформированных с использованием и возможностями искусственного интеллекта. Когда программы и различные алгоритмы интуитивно подменяют собой образное мышление, различные чувства, в том числе и чувство самосохранения, коммуникативные качества и т.д. Это все равно что оторвать от ребенка часть его самого.

Всегда нужно помнить, что отучить ребенка от чего бы то ни было, всегда сложнее чем приучить. И решение в угоду своей лени или просто недальновидности при помощи гаджета сиюминутных трудностей, связанных например с кормлением, утренними сборами в детский сад или на прогулку, является не правильным и очень вредным, с очень далеко идущими последствиями. Категорически не стоит совершать подобных ошибок.

С 3 до 10 лет тоже нежелательны, но возможны контакты с гаджетами не более чем по 15-30 минут в день. Чем позднее это знакомство состоится, тем для ребенка лучше.

-2

Проблема современного мира состоит в глобальной цифровизации и нашего вовлечения в него. Очень сложно уберечь ребенка от влияния цифровых технологий, когда даже учеба переходит на интерактивный формат, начиная от электронных книг, заканчивая школьной доской или дистанционной платформой.

И тут нужно уже каждому самостоятельно и осознано делать свой выбор и выстраивать свою жизнь в соответствии с ним и имеющимися возможностями.

Если мы говорим о детях, которые уже подвержены привыканию, здесь в первую очередь родители должны определиться, чего они хотят и на что они готовы ради своего ребенка. Очень сложно представить себе процесс отучивания ребенка от гаджетов, когда его родители не выпускают их из своих рук весь день и дети это видят.

Это очень тяжелый и длительный процесс, сравним он с отвыканием от наркотиков. При чем не фигурально. У детей может подняться температура, ребенок может впасть в депрессию, может потерять аппетит, стать агрессивным, начать обманывать для получения желаемого и т.д.

-3

В связи с чем, не рекомендуется поступать радикально и запрещать сразу все. Вы должны уменьшать время, которое ребенок проводит с электроникой, постепенно. Высвободившееся время необходимо сразу же заполнять чем ни будь что будет понуждать его к воображению, к чтению, размышлению, созиданию, проявлению чувств таких как любопытство, интерес, забота, сострадание, любовь. Обязательно постараться вовлечь ребенка в занятие спортом, совершать длительные прогулки на свежем воздухе.

Примеров и возможностей заполнения освободившегося времени масса, начиная от чтения книг, просмотра диафильмов, работы с интересными конструкторами и т.д., заканчивая посещением приюта для животных или питомника для оказания его обитателям посильной помощи в виде заботы и ухода. Например, брать одного из питомцев для прогулок, вычесывать гриву у пони или кормить кролика морковкой. Важен процесс, который будет формировать у ребенка положительные эмоции и постепенно замещать игровую зависимость.

Самое главное, что бы у ребенка не было свободного времени. Как только будет появляться свободное время, вместе с ним будут возвращаться и проблемы. Это титанический, каждодневный труд.

И я желаю всем вовлеченным в процесс взрослым терпения, выдержки и мудрости.

Текст прошел проверку на уникальность, зафиксированная уникальность 100%. Ссылка на проверку https://text.ru/antiplagiat/6035ff56ef382