Витёк наслаждался домашним уютом. Несколько дней назад он демобилизовался, а сегодня сидит с родителями и младшим братом за столом, наворачивает мамкин борщ и ловит на себе любящие взгляды родителей и восхищённые - Толика.
-А фуражку дашь поносить? - несмело он спрашивает старшего брата. В ответ тут же получает лёгкий подзатыльник от матери, чтоб не отвлекал старшего от обеда.
А вечером - одноклассники под окно пришли, гулять зовут. Кто-то хвастает новым мотоциклом, на лавочке хихикают девчата. Толик, всё же надев братову фуражку, целится в одного из своих друзей.
"Красота дома!" - с наслаждением думает Витёк, ложась на кресло-кровать в некогда своей, а теперь их с братом комнате. Толик всё крутится около него, всё спрашивает, как в армии было, ходил ли он в разведку, бил ли врага. Витёк смеётся над наивностью Толяна и засыпает под его бормотание.
***
Гремит будильник. Витька подскакивает, но понимает, что никуда не надо сегодня. Он же дома. Волна счастья накатывает на него, он ощущает себя как в далёком детстве, когда проснёшься майским погожим утром и думаешь: "Ещё чуть-чуть и каникулы - всё лето впереди!" С соседней кровати лениво протянул руку Толька, чтобы выключить будильник. "Не торопится вставать! Вот что значит в посёлок из деревни переехали совсем!" В памяти возникает момент из детства.
Холодное утро. Мать протопила печь, но дом не прогрелся, старый уже. Мать воюет с отцом, хочет в посёлок перебраться из деревни, там уже и квартиру дали с отоплением, с удобствами. Отец всё ещё сопротивляется. Здесь и корова, и огород, и куры. Поэтому зимой все мучатся от холода по утрам. Особенно тяжко вылезать из прогретой кровати и бежать в коридор к умывальнику.
Когда Витьке исполнилось лет 10-11, он попытался выйти из-под опеки родителей: начал грубить, плохо учиться, даже прогуливать. Мать очень переживала. А для отца это было истинным праздником. Как-то прогулял Витька уроки - проспал, - отец сделал вид, что ничего не случилось, даже ругать не стал. "Батя-то на моей стороне! Правильно, чё в этой школе делать?" - гордился отцом Витька. А на следующий день, не удосужившись даже завести будильник, он проснулся от запаха жаренной на сале яичницы. "Значит, мыть на работе уже. Отец завтрак готовит!"-весело подумал парень.
Выйдя из комнаты, он услышал радостный возглас отца:
-Помощник проснулся! Скорей завтракай и бегом в сарай! Сегодня надо у коровы почистить, у поросёнка, сена привезти. Дров не забудь наколоть, да ещё бак в бане залей - мать стирать собиралась вроде.
С этими словами отец, подмигнув сыну, завёз трактор и уехал чистить дорогу. Весь день Витька занимался домашними делами, только после обеда закончил - и быстрей на улицу, пока новое дело отец не придумал. Зато желание учиться само собой появилось. Может, поэтому и школу без троек закончил, и всё по хозяйству умел. А Толик - и учится с тройки на двойку, и весь день на улице - домой не загонишь. Надо бы тоже его "поучить".
Строгий отец у них был. Провинился - вожжами хлестанёт, да так, что потом весь день как от крапивы кожа горит - не присядешь. Зато в справедливости не откажешь ему, да и посмеяться любит - тот ещё юморист. А мать - мягкая, слова грубого никогда не услышишь, жалеет их, оболтусов.
***
Витька наслаждался покоем несколько дней, пока как-то отец не сказал за ужином: "Завтра в 7 едем в деревню - картоху окучивать. Я в этом году все 40 соток засадил".
Вечером Витька снова вызвали во двор - мотоцикл чинить. Потом катались по совхозным полям, где-то выпили, провожали каких-то незнакомых девчонок. В общем, вернулся наш герой только под утро. Выпил чуть ли не полведра воды и забылся молодецким сном.
Снилось ему, что он дерётся в школе со своим злейшим врагом Груней, и тот пребольно его пинает. Да нет же... НЕ сон это... Почувствовав ещё один жгучий удар по мягкому месту, Витька подскочил с кровати и увидел отца с ремнём. На часах было уже девять. Из коридора в комнату заглядывала грустная мать и ехидно хихикающий Толян. Витьке было стыдно, что он не смог дать отцу отпор, что мать переживает за него снова, что он снова, как в детстве, едет на ненавистный огород с родителями. Но что поделать - такое было воспитание.