Непревзойденный Мюллер с леденящим душу взглядом и язвительной усмешкой. Тот самый Мюллер, который подарил нам множество узнаваемых искрометных фраз и сотни анекдотов.
Наверное, для большинства знакомство с актером Леонидом Броневым начинается именно с его героя в «Семнадцати мгновениях весны». Такие роли даже талантливые актеры могут ждать всю жизнь. Броневой тоже ждал и очень долго шел к актерской славе.
Трудное детство
Леонид Броневой родился в Киеве в 1928 г. Его родители были евреи по национальности. Отец Соломон Иосифович Броневой (настоящая фамилия Факторович, которую он сменил во время гражданской войны) работал в НКВД, а мать Бэлла Львовна занималась домом. Она мечтала, чтобы сын стал музыкантом и отдала маленького Леню учиться игре на скрипке.
В 1937 г. Соломона Иосифовича арестовали по обвинению в троцкизме и сослали в глухое село Кировской области. Бэлле Львовне было всего 27 лет, она не работала, т.к. часто болела. Девятилетнему Леониду пришлось заботиться о матери и зарабатывать деньги. Он был и разнорабочим, и пекарем, и даже помогал в кукольном театре. А параллельно учился сначала в семилетке, а потом в вечерней школе. Сыну врага народа в то время жилось нелегко. Поэтому Бэлла Львовна развелась с мужем, а Леонида записала под нейтральным отчеством «Сергеевич».
За отца будущего актера активно хлопотали друзья. Через 4 года Соломона Иосифовича освободили, но тут грянула война. После еще одной четырехлетней разлуки Бэлла Львовна не захотела принимать бывшего мужа в семью. Однако актер даже по прошествии большого количества времени не осуждал своих родителей. Он говорил, что время было непростым, а его родители «были кристально честными людьми, свято верившими в революцию».
Актер по необходимости
Несмотря на то, что мать хотела видеть своего Леню музыкантом, сам он мечтал о карьере журналиста или военного. Он был очень способным и смышленым. Когда выпускался из школы, то за год сдал экзамены сразу за три класса. Леонид собирался поступать в МГУ, однако с прошлым отца путь в такое учебное заведение был для Броневого закрыт. И тогда мать посоветовала Леониду поступить в театральный.
О московском училище нечего было и думать, поэтому Броневой поступил в ташкентский театральный институт. Удача улыбнулась ему только через 3 года. После смерти Сталина можно было ехать в столицу. Талантливого студента выбрали из тысяч претендентов и зачислили в Школу-студию МХАТ. Однако вскоре по распределению он вновь попал в провинцию. Броневой играл на сценах Иркутска, Грозного, Воронежа.
Даже со столичным дипломом Броневому не доверяли большие роли. В то время он женился на актрисе Валентине Блиновой. Молодая семья жила скромно, т.к. театральные заработки тогда были небольшими. Лишь случайно сыграв Ленина (заменял штатного «вождя»), актер приглянулся одному крупному чиновнику и от местного обкома получил в качестве премии квартиру.
Столичный актер без «личной темы»
В начале 60-х Броневой с женой и маленькой дочкой переехал в столицу. У Валентины Блиновой обнаружили онкологию, требовалось лечение. К сожалению, супруга актера умерла, и Броневой остался один с четырехлетней дочкой. Он пробовал устроиться на работу в столичные театры. В модном «Современнике» (тогда там служили Ефремов, Волчек, Табаков, Кваша) ему отказали, сославшись на то, что у него нет «личной темы». Броневой всю жизнь помнил тот «интеллигентный» отказ. Когда позже Олег Табаков приглашал Броневого в свой театр, тот ответил ему в не самых цензурных выражениях.
Броневой устроился в Театр на Малой Бронной, а через некоторое время снялся в кино. Правда, роль была проходной, поэтому появления на экране нового харизматичного актера никто не заметил. Чтобы заработать на жизнь, Броневой даже играл в домино по вечерам. Выигрывал рубль или два и уходил, объясняя распаленным азартом игрокам, что эти деньги – ужин для него и дочки.
Случайная слава
Признание, как, пожалуй, и все в его актерской карьере, пришло к Броневому совершенно неожиданно. В 1973 г. он пробовался на роль Гитлера в фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Роль, мягко говоря, не самая удачная для начала кинокарьеры в советское время. Потом играть «улучшавшего жилищные условия» Ленина точно не дадут. Но Броневой был согласен и на это. Вот только он готовился к свадьбе, и невеста наотрез отказалась выходить замуж за «Гитлера».
Тогда Броневому предложили роль Генриха Мюллера. Опять же случайно. Всеволод Санаев, который был почти утвержден на эту роль, не захотел играть негодяя. А дальше – все, как в лучших киношных традициях. Лиознова перед премьерой пообещала Вячеславу Тихонову: «Вот увидишь, завтра ты проснешься знаменитым». Но знаменитым проснулся весь актерский состав, даже «негодяи».
Теперь уже Броневого звали к себе лучшие столичные театры, его хотели снимать самые знаменитые режиссеры. И даже писали под него роли. Например, в «Мюнхгаузене» Марк Захаров попросил Григория Горина придумать для Броневого «небольшую, но симпатичную роль». Так и появился обаятельный Герцог. А дальше «Покровские ворота», «Формула любви» и еще десятки работ в театре и кино.