Киберпанк переживает второе рождение после конца 80-х — начала 90-х. Не так давно Дэни Вильнёв снял продолжение культового «Бегущего по лезвию», американские студии пересняли классику «Вспомнить все», «Призрак в доспехах» и «Матрицу», а «Netflix» экранизировал один из лучших романов Ричарда Моргана «Видоизмененный углерод». Добавить к этому компьютерную игру «Cyberpunk 2077» от CD Project и мы поймем, что интерес к киберпанку как к культуре вновь на самом высоком уровне.
Но сегодня мы с вами вспомним те фильмы, без которого не было бы современного киберпанка. Давайте узнаем, как же развивался этот жанр.
Странные дни (Strange Days), 1995
IMDb: 7.2; Кинопоиск: 6.9; одобрение критиков: 65% (49)
Еще до того, как режиссер Кэтрин Бигелоу получила «Оскар» за «Повелителя бури», а постановщик и сценарист Джеймс Кэмерон — целых три за «Титаник», эта парочка создала одну из лучших киберпанк-картин, снятую по оригинальному сценарию. На главные роли пригласили будущего «Волан-де-Морта» Райфа Файенса, а на производство было выделено 42 миллиона долларов. Однако фильм, как и многие непонятые шедевры киберпанка, с треском провалился в прокате, чуть не поставив крест на карьере Бигелоу. Сейчас картина является классикой научной фантастики, а сценарий Кэмерона изучают в школах сценаристов.
Аннотация. На черный рынок попадает украденное изобретение ФБР, которое позволяет записывать ощущения, а затем заново переживать их. Главный герой — продавец подобных дискет, ведет свое расследование, чтобы добраться до убийц девушки, чья смерть была запечатлена на одном из информационных носителей. Трейлер⇗
Джонни Мнемоник (Johnny Mnemonic), 1995
IMDb: 5.6; Кинопоиск: 6.8; одобрение критиков: 19% (37)
Еще одна классика, получившая в сценаристы, пожалуй, самого известного писателя-фантаста в жанре киберпанк Уильяма Гибсона, который полностью переписал для ленты свой одноименный рассказ. Фильм пестрит множеством логических дыр и переигрываний (особенно этим грешит здоровяк Дольф Лундгрен), но футуристичная атмосфера и харизма Киану Ривза делают свое дело. Любопытно, что в России «Джонни Мнемоник» котируется куда выше, чем у себя на родине.
Аннотация. Главный герой — курьер, но не совсем обычный: он доставляет самый ценный ресурс — информацию, которую ему загружают прямиком в мозг. Для развития бизнеса он стер часть памяти, чтобы расширить место для груза, но и этого оказалось недостаточно: если он вовремя не выгрузит свое новое задание, то умрет. Проблем также доставляют представители якудзы, охотящиеся за содержимым в голове курьера. Трейлер⇗
Кодер (Cypher), 2002
IMDb: 6.7; Кинопоиск: 6.9; одобрение критиков: 58% (19)
Картину режиссера культового «Куба» Винченцо Натали почему-то очень сильно недооценивают, что, скорее всего, связано с нищенским для киберпанка бюджетом и малоизвестным кастом (Джереми Нортэм большой славы так и не снискал, а Люси Лью получила популярность чуть позже). Однако, авторам удалось с малыми ресурсами сделать потрясающе прописанный детектив с великолепной развязкой.
Аннотация. Главный герой соглашается заниматься промышленным шпионажем для крупной корпорации. Задание довольно простое — он должен передавать выступления конкурентов на конференциях. Однако, таинственная незнакомка сообщает ему, что корпорация-наниматель делает из своих шпионов самых настоящих марионеток, подавляя их волю, и предлагает план, который сможет открыть герою глаза на реальность. Трейлер⇗
Нирвана (Nirvana), 1997
IMDb: 6.0; Кинопоиск: 6.8
Популярный в 90-х «горец» Кристофер Ламберт снялся в главной роли в картине, вокруг которой некоторые киноманы создали настоящий культ. И не мудрено: сценаристы сумели сделать приятный фантастический детектив, а дизайнеры поработали на славу, создав ни на что не похожие образы, которыми затем явно вдохновлялись создатели «Матрицы».
Аннотация. Большая корпорация к Рождеству выпускает виртуальную игру «Нирвана», в которой возможно вообще все. Лакомый кусочек расходится, как горячие пирожки. Но вдруг выясняется, что игра сбоит и может наносить непоправимый вред пользователям. Создатель «Нирваны», не достучавшись до руководства, решает отправиться в виртуальный мир, чтобы уничтожить свой проект изнутри. Трейлер⇗
Экзистенция (eXistenZ), 1999
IMDb: 6.8; Кинопоиск: 7.1; одобрение критиков: 74% (74)
Как можно было обойтись в подборке киберпанка без режиссера Дэвида Кроненберга, который собаку съел на фильмах, в которых нужно всячески видоизменять человеческое тело?! Его картина смогла выудить Дженнифер Джейсон Ли и Джуда Лоу, чтобы снять один из самых запутанных и странных фантастических ужастиков в карьере режиссера. А ведь он создал «Видеодром» и «Муху»!
Аннотация. На создательницу новой виртуальной реальности под названием eXistenZ совершено покушение. Убийца пытался избавиться от нее самой и уничтожить ее детище. Вырвавшись из ловушки, героиня решает прибегнуть к помощи сотрудника, чтобы протестировать поврежденную программу. Теперь виртуальный мир сольется для них с реальностью так, что не всегда получится понять до конца, что вокруг события игры, а что реальная угроза жизни. Трейлер⇗
Статья создана совместно с автором канала «Властелин Кинец».
На этом пока всё. Подписывайтесь — на моем канале статьи о кино выходят почти каждый день.