«Мы поели», «мы поспали», «нам сегодня грустно». «Мы» — это ребёнок и родитель. Педагог-психолог Ломоносовской школы Юлия Казачкова рассказывает, почему отождествлять себя со взрослым ребёнком через «мы» нельзя. А ещё от этого местоимения лучше отказаться как можно раньше.
Начну с небольшой истории.
«У нас экзамены на носу, а он и думать ни о чём не хочет», — примерно так говорила весь вечер моя знакомая ровно год назад. Пришла в гости одна. Но вопрос, а где, собственно, сам «он», ответила коротко и слегка раздражённо: «Дома, в компьютере, небось, сидит, бездельник».
«Бездельник» пришёл с мамой на следующий приём. Её сын , Михаил — симпатичный молодой человек в модных кроссовках, со стильной стрижкой и хорошим вкусом. Большую часть вечера говорила моя знакомая. Основное повествование строилось на местоимении «мы»:
🔸«мы пошли к репетитору»;
🔸«мы решили добавить дополнительные часы по математике»;
🔸«мы пошли на курсы при институте»;
🔸«папа наш (отец Михаила) тоже на юридическом учился, ну он то и поможет в обучении, если что».
Через неделю я пригласила Михаила одного,чтобы он помог мне в бумажках.
Разговор у нас не клеился. На вопросы про экзамены отвечал сухо и нехотя.
Про вопросы на тему репетиторства ,слегка негодовал: «зачем дополнительные часы по математике, если на минимальный балл для поступления я и без них наберу, а больше мне и не надо».
Про переживания перед экзаменами отвечал обычно, без эмоций, а вот уже на личных вопросах «оттаял».
«Мама говорит, ты в компьютере пропадаешь…», — медленно начала я поднимать этот вопрос.
«Да, мы там с другом игру пишем свою», — Михаил заметно оживился, но фраза прозвучала как-то грубовато.
Я с удивлением начала расспрашивать ,что за игра и для чего она нужна , ведь для меня тема программирования ооочень далёкая.
Увидев мою заинтересованность, Михаил поменялся в лице и с удовольствием начал рассказывать: «Друг у меня в прошлом месяце написал игру небольшую, её даже в Play Market можно найти! Там есть задачки логические, когда их решаешь, то баллы даются, и ещё можно даже свою задачку туда поместить, а другие могут разгадывать её и у тебя рейтинг растёт». Михаил говорил минут пять без перерыва, начал с создания игры и её функционале, а закончил о возможностях программирования в современном мире… «Хороший программист из тебя бы вышел, Миша» сказала я в конце встречи.
🗣️На данный момент Михаил учится хорошо на отлично и посещает курсы программирования. Его мама очень довольна успехами сына.
Такое милое и заботливое «мы» во взаимоотношениях «мама — ребёнок» возникает довольно рано. Ещё на этапе беременности. Абсолютно естественно родители, их друзья и родственники начинают обращаться к будущей маме во множественном лице, спрашивая о том «как они себя чувствуют», как «поели» и «поспали».
На этом этапе «мы» — очень безвредное обращение. Однако и будущая мама, и всё окружающие так привыкают к множественному числу, что отказаться от него не готовы, даже тогда, когда малыш уже появился на свет. Вот тут любимое и стандартное «мы» пора менять на «я» и «ты».
🤷 Да , я тоже очень часто использую местоимение «мы» , ведь все 9 месяцев я и мой ребёнок были единым целым и признать то,что он отдельный человек - мне сложно.
Да ,он личность и он в будущем будет решать свой дальнейшеий ход действий , ну а пока — мы - это мы.