Внимание к себе этот памятник привлёк ещё задолго до того, как я его увидела - исторической линией "деду от внука". Почти как "Прадеду - Правнук" на памятнике Петру I у Михайловского замка.
Когда стала разбираться с историей установки обелиска, в очередной раз восхитилась тем, как всё вокруг связано и как тесен мир. А мир 19 века - тем более. И ещё больше неразлучны исторически Петербург и Крым.
Хотя, вообще-то, Василий Михайлович Долгоруков, которому памятник посвящён, был не петербуржцем, а коренным москвичом, владел несколькими подмосковными усадьбами и служил московским главнокомандующим. Так почему памятник ему внук решил установить в Симферополе?
Дед, Василий Михайлович Долгоруков
Родился Василий Долгоруков при Петре I. Во времена Анны Иоанновны его родственники попали в опалу. Это коснулось и юного Василия: в 12 лет был записан в армию Минниха, которая направлялась в Крым (дело было в русско-турецкую войну 1735-1739 годов). В 14 лет он отличился при взятии Перекопа, за что был произведён из солдат в чин поручика.
Спустя многие годы Долгоруков вернулся сюда уже во главе 2-й русской армии и с помощью военной силы добился автономии Крымского ханства от Османской империи. Участвовал в подписании Карасубазарского трактата, по которому России отходили крепости Кинбурн и Ени-Кале и город Керчь.
Два года спустя, в 1774 году, эти положения в Кючук-Кайнарджийском договоре признала Османская империя.
Екатерина II была в восторге от успехов полководца, присвоила ему титул "Крымский". В письмах не скрывала своей радости от "приобретений".
Князь Василий Михайлович!
Вчерашний день обрадована Я была вашими вестниками, кои приехали друг за другом следующим образом: на рассвете, конной гвардии секунд-ротмейстер князь Иван Одоевской, со взятием Кафы; в полдень, гвардии подпоручик Щербинин, Керчи и Еникуля, а пред захождением солнца, артиллерии поручик Семенов с ключами всех сих мест и с вашими письмами.
Признаюсь, что хотя Кафа и велик город и порт имеет морской; но Еникуль и Керча открывают вход господину Синявину водой в тот порт, и для того они много Меня обрадовали.
Благодарствую вам и за то, что вы не оставили Мне дать знать, что вы уже подняли российской флаг на Черном море, где давно не казался... Отечеству сделали пользу приобретением почти целого Крымского полуострова в весьма короткое время, а себе приобрели славу.
Собственноручные письма великой Екатерины к князю Долгорукову-Крымскому // Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений, Том 44. № 173. 1843
Внук, Василий Васильевич Долгоруков
А вот он - коренной Петербуржец. Но тоже Василий, тоже военный, как и дед, участвовал в войне с Турцией (1806-1812 гг.). Отличился при штурме Браилова и в сражении под Силистрией.
После окончания военной карьеры имел множество обязанностей в столице: был обер-шталмейстером двора, заведовал царскими конюшнями, являлся предводителем дворянства Санкт-Петербургской губернии, вице-президентом Вольно-Экономического Общества, членом Попечительского совета заведений общественного призрения в Санкт-Петербурге.
Потом по определённым причинам он попал в немилость петербургского общества, но перед этим успел увековечить память деда в Крыму, в столице Таврической губернии.
Место установки обелиска
Место установки обелиска в Симферополе было выбрано неслучайно. Фактически памятник стоит на соборной площади. На момент установки обелиска застройка в этой части города была 1-2-этажная, памятник хорошо просматривался с близлежащих улиц.
Сейчас этот квартал - один из центральных в Симферополе. Здесь сосредоточены органы власти (здания Правительства Республики Крым) и находится главный православный храм - Александра Невского.
Исторически же это было место расположения Александровского редута. В 1777 году здесь размещался лагерь Суворова. А в 1771 году находилась ставка Долгорукова. Так что всё символично.
В современном городе это район примерно в таких границах: река Салгир, улицы Горького, Пушкина и Желябова. Дорога, которая обозначена на карте слева, - это современный проспект Кирова, а тогда - путь на Карасубазар (ныне Белогорск) - столицу Крымского ханства.
Слева от дороги находился город Акъ-Мечеть (сейчас район Симферополя, так называемый "старый город"), наместничество калги-султана (второго лица государства, титул сравним с титулом цесаревича в России). То есть русский лагерь находился в стратегически важном месте.
Символизм состоит ещё в том, что именно здесь в 1784 году начиналось строительство новой крымской столицы - Симферополя.
Церемония открытия
Заложен обелиск был 5 апреля 1842 года, освящён и открыт 29 ноября того же года. Что это за даты, я пока не поняла. По церковному календарю, вроде бы, никаких особенных праздников не было. С датами жизни Долгоруковых и с войнами тоже не связаны. Но оба дня - воскресенья.
Церемония открытия началась с божественной литургии в соборе Александра Невского. Присутствовали: генерал-губернатор Новороссии Михаил Воронцов, таврический губернатор Матвей Муромцев, внук Долгорукова-Крымского Василий, военные и гражданские лица.
После службы процессия вышла на площадь. Обелиск был с трёх сторон окружён отрядами войск и многочисленными зрителями.
После прочтения молитв за здравие Государя императора, о многолетии Василия Долгорукова, инициатора установки монумента, и об упокоении душ Долгорукова-Крымского и его сподвижников, обелиск и все присутствующие были окроплены святой водой.
Службу вёл митрополит Агафангел, на тот момент являвшийся настоятелем Свято-Георгиевского монастыря на мысе Фиолент.
Интересно, что Агафангел не знал русского языка и говорил только на греческом и итальянском. Родом он был из греческой дворянской семьи Типальдо, учился в академии на острове Кефалония. Служил в Молдавии и Валахии, на острове Корфу, в Кефалонии и Венеции.
В Венеции произошла его встреча с Александром I, проявившим к нему благосклонность. Спустя 2 года император пригласил Агафангела стать настоятелем Георгиевского монастыря в Балаклаве. Ему было назначено довольно большое содержание, которое периодически увеличивалось и к концу службы в России составляло 4350 рублей в год серебром.
В период его настоятельства (1824-1854 гг.) Георгиевский монастырь посетил Александр I в 1825 году, Николай I с супругой и цесаревичем - в 1837 году. Накануне начала Крымской войны Агафангел перебрался из Крыма в Иерусалим. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Авторы памятника (о них речь пойдёт чуть позже) на открытии не присутствовали. Но рабочие и солдаты, трудившиеся над установкой обелиска, были угощены от имени князя Василия Долгорукова. А для почётных гостей устроен обед в зале Дворянского собрания.
Много слов благодарности было сказано в адрес всех участников создания обелиска. Особенно в адрес внука полководца - за увековечивание памяти того, «кому Таврида обязана первым основанием настоящего своего благоденствия и спокойствия и за пожертвование капитала на приведение в исполнение прекрасной своей мысли».
Обелиск
Не зря Воронцов так благодарил Долгорукова за вложение средств на сооружение обелиска. Работы обошлись в 50 тысяч рублей - значительная по тем временам сумма. Применялись два вида мрамора, различных по цвету и структуре, и серый крымский диорит (использовался также при строительстве Воронцовского дворца в Алупке).
По периметру основания обелиск был окружен цепью, подвешенной на диоритовых столбиках. По углам стояли стволы трехдюймовых пушек 18 века и четыре фонаря с плафонами в виде шестигранников.
Высота обелиска около 20 метров. Диаметр каждого круглого медальона - 1,5 метра. И для каждого рельефа использовался мраморный монолит.
1. Посвящение от внука деду (северо-западная сторона)
Интересно, что полководец изображён в образе античного воина - с лавровым венком на голове и в кольчуге с доспехом. Также у него на шее - высшая государственная награда - Андреевский орден, который был ему пожалован в сентябре 1767 года (то есть ещё до вступления в Крым).
2. Герб Российской империи (юго-западная сторона). Двуглавый орел как символ присоединения Крыма к Российской империи.
Вверху изображён в образе всадника Долгоруков-Крымский, ведущий своё войско в бой. Справа от дерева - его адъютант. Далее по периметру - сцены сражения русских и татар.
3. Крест в сиянии (северо-восточная сторона). Он служит символом распространения христианства среди мусульман. По периметру размещена многофигурная композиция.
Вверху изображён князь Долгоруков, который вручает законы покоренным народам в лице трёх представителей. За ними (слева) люди, несущие в дар князю драгоценные сосуды, курильницы, коней.
В нижней части изображен православный священник, произносящий проповедь. Слева и справа - люди, внимающие его словам.
Чуть выше - верблюжьи подводы и воины (русские и татарские), которые перевязывают раны и помогают друг другу.
4. Герб рода Долгоруковых (юго-восточная сторона)
Для расшифровки символов, заглянем в Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи:
Щит разделен на четыре равные части, в коих изображены: в первой части в золотом поле черный одноглавый орел в золотой на главе Короне с распростертыми крылами, держащий в лапе златой крест. Во второй части в красном поле Ангел в сребротканой одежде, держащий в правой руке обнаженный серебряный меч, а в левой золотой щит. В третьей части в черном поле выходит из облаков рука, облеченная в латы, со стрелой. В четвертой в голубом поле серебряная крепость. Щит покрыт мантиею и шапкою, принадлежащими Княжескому достоинству.
Скульптурная композиция медальонов Долгоруковского обелиска и совершенство их исполнения были отмечены Каррарской Академией. Автор рельефов стал её почетным профессором. Кем же был этот мастер?
Август Юлиус Штрейхенберг
К работе на обелиском был привлечён уже известный на тот момент европейский скульптор Август Юлиус Штрейхенберг (1814-1878 гг.).
Каким образом Штрейхенберг оказался знаком с Долгоруковым и Воронцовым - не совсем ясно. Но, скорее всего, произошло это в Петербурге, где пересекались пути многих известных личностей.
Штрейхенберг прибыл в Россию в 1838 году по ходатайству Александра фон Гумбольдта к Александру Брюллову. Немецкий учёный написал рекомендательное письмо от своего имени, а также от лица известных зодчих Рауха и Шинкеля, в котором просил помочь начинающему скульптору найти применение в России:
Молодой Штрейхенберг (которого я рекомендую) – уроженец Берлина, с большим успехом, помимо скульптуры, отдавался занятиям архитектурной орнаментикой, занимался также выполнением капителей, фризов и разного рода резными работами; он также удачно выполняет тонкие работы из слоновой кости.
Этот молодой человек, обладая такими разнообразными способностями, наделен также и прекрасным мягким характером и, я думаю, вполне пригоден, чтобы найти какое-либо занятие в стране, где милости императора так щедро вознаграждают потери, причиненные общественными бедствиями. Я был бы Вам бесконечно признателен, если бы Вы были столь любезны помочь и Штрейхенбергу Вашими советами и покровительством».
Барон Гумбольдт. Берлин. 25 марта 1838 г.
Петербург в то время очень активно застраивался, а иностранным специалистам платили огромные деньги. Поэтому оказаться в российской столице было мечтой многих деятелей наук и искусств. Ну, а Гумбольдт был известен своей бескорыстной любовью к науке и щедростью, благодаря которым он поощрял и продвигал молодые таланты.
Александр Брюллов к концу 1830-х годов был уже придворным архитектором, по его проекту строились и перестраивались общественные здания и дворцы. В частности, он работал над восстановлением интерьеров Зимнего дворца после пожара.
Именно к этим работам Штрейхенберга отдельно рекомендовал уже упомянутый выше архитектор Карл Фридрих Шинкель через министра двора - князя Волконского. Шинкель так же, как и Брюллов, был лично знаком с семьёй российского императора, так что эти рекомендации определённо помогли молодому специалисту найти себе применение.
В итоге Штрейхенберг с осени 1838 года принимал участие в воссоздании лепного декора Зимнего дворца. Он работал над изображениями гербов Российской империи и скульптурами средневековых русских воинов для Гербового зала. Эти фигуры и сейчас можно увидеть в Зимнем дворце.
С 1839 года Август Юлиус участвовал в подготовке к открытию Рисовальной школы Корнелия Христиановича Рейссига (изготавливал слепки «с моделей и орнаментов всех времен», помогал оснащать класс необходимой мебелью). А с мая 1840 года он уже был принят в штат этой школы - вольноприходящим учителем по "леплению из глины и воску".
Школа была бесплатной, рассчитана первоначально на 110 учеников. Вскоре при ней были открыты и женские классы.
В том же 1840 году Штрейхенберг создал одно из самых известных надгробий Петербургского некрополя - скульптуру "спящего солдата" - для могилы Иоганна Христиана фон Рейссига, сына своего покровителя.
Несмотря на имевшиеся заказы, Штрейхенберг принял решение покинуть Россию. Некоторое время он работал в Греции, затем в Италии, после чего вернулся в Берлин, где стал профессором Академии художеств. Работал в королевском дворце и парке Сан-Суси. Был награжден королём Фридрихом-Вильгельмом IV Большой золотой медалью искусств.
Последним годом пребывания Штрейхенберга в России датируется работа над Долгоруковским обелиском в Симферополе.
Работа над обелиском
Точная дата окончательного отъезда Штрейхенберга из России неизвестна. Однако по переписке его с графом Воронцовым ясно, что, как минимум, весной и летом 1842 года он находился в Италии, где работал над мраморными рельефами для обелиска.
Господин губернатор!
Барельефы и прочие принадлежности приготовлены мной в Италии, отправлены в Геную для дальнейшего их назначения. За перевоз выдано страховое свидетельство в 12 тысяч лир на случай несчастья. При получении письма прошу Вас приказать спросить в Симферополе, готово ли там все нужное для постановки памятника и, когда мрамор прибудет в Одессу, меня уведомить.
Мрамор в ящиках, не распаковывать их до моего прибытия, потому что лишних вещей нет, лежат вместе, при неосторожной распаковке легко могут, быть повреждены. Прошу сообщить, должен ли я буду выдерживать в Одессе карантин и сколько. Я думаю выехать отсюда через Константинополь и тем же путем возвратиться назад.
Профессор Штрейхенберг
Рим. 3 июля 1842 г.
Воронцов обеспечил переезд скульптора в Россию без пребывания в карантине, и тот собственноручно готовил памятник к открытию. Пьедестал, карнизы и шпиль из диорита выполнил русский мастер Фёдор Вахрушов.
Проектные гравюры к обелиску были изданы в 1842 году в Москве на итальянском языке. Каков был тираж, мне не известно. Но один из экземпляров хранится в научной библиотеке "Таврика" в Симферополе.
В альбоме представлены гравюры всех четырёх круглых барельефов, а также общий вид обелиска.
Благодаря сохранившимся авторским гравюрам стало возможно восстановление первоначального облика монумента. Ведь в течение 20 века памятник пережил несколько превращений.
Трансформации рельефов
Во время революционных событий начала 20 века мраморные рельефы с имперской символикой были сняты с обелиска и, вероятно, разбились в результате падения. Что стало с большинством обломков, остаётся тайной и по сей день. Но судьба нескольких - довольно благополучна.
Они находятся в фондах Центрального музея Тавриды, в открытом хранении в лапидарии (во внутреннем дворике). И увидеть их может любой желающий, и даже абсолютно бесплатно.
Во время Великой Отечественной войны обелиск практически не получил повреждений, однако, до середины 20 века продолжал стоять без круглых рельефов. Реставрацию решили провести в 1952 году (Крым на тот момент находился ещё в составе РСФСР).
Был подготовлен проект воссоздания медальонов, весьма своеобразный. Два рельефа повторяли оригинальные, другие два - были фантазийными, с текстом. Кроме того, из-за недостатка средств на полноценную реставрацию их выполнили не из мрамора, а из цемента.
На фантазийных рельефах было написано: "В память освобождения Крыма русскими войсками от турецких захватчиков в 1771 году" и "На этом месте в 1771 году находился штаб командующего русскими войсками генерала В.М.Долгорукова". Кто автор текстов, не указано.
Также вокруг обелиска были заменены каменные столбики 19 века на современные бетонные, и установлены другие по конструкции фонари. Стволы старинных пушек, к счастью, сохраняются и по сей день.
К 200-летию Симферополя планировалось вернуть обелиску первоначальный вид. Подготовительные работы начались в 1979 году, но приобрести мраморные монолиты необходимого размера не удалось (точнее, закупленные образцы имели трещины, а на покупку других по-прежнему не было средств), и рельефы так и не были восстановлены.
Зато в рамках проекта реставрации была подготовлена историческая справка, благодаря которой стали известны многие исторические подробности, связанные с созданием обелиска.
Наконец, в 2011 году обелиск был отреставрирован полностью.
Другие рассказы про Крым здесь. Чтобы не пропустить новые, подпишитесь на мой канал. Благодарю за внимание!