31 марта исполняется 222 года со дня рождения писателя, ученого, журналиста и редактора самого популярного журнала первой трети XIX века «Библиотека для чтения» Осипа Ивановича Сенковского.
Популярность Осипа Ивановича Сенковского, известного прежде всего по его литературному псевдониму «Барон Брамбеус», по-своему отмечена в пьесе Гоголя «Ревизор», где Хлестаков хвастается:
«У меня легкость необыкновенная в мыслях. Все это, что было под именем барона Брамбеуса <…> все это я написал».
Сенковский был человеком ярко одаренным в различных областях. Выдающийся ученый-востоковед, профессор Петербургского университета, полиглот, плодовитый беллетрист, влиятельный литературный критик, редактор «Библиотеки для чтения», энциклопедист и даже изобретатель оригинальных музыкальных инструментов, он всегда оставался фигурой странной, так как старался сохранить свою часто скандальную оригинальность. Его нередко воспринимали как идеолога массовой культуры, но в те времена она была порождена не столько усталостью обывателя от переизбытка информации о неимоверно сложном и опасном мире, сколько ограниченным кругозором массового читателя. Это порождало в публике желание получить источник несложных сведений обо всем и всех.
Поэтому «домашнее просветительство» стало надолго уделом жизни Сенковского, чутко уловившего интересы публики, хотя он и не мог к ней в глубине души относиться серьезно, чувствуя, как талантливый ученый и крайне амбициозный человек, свое превосходство над читателем, которому в то же время был вынужден преданно служить.
Поляк по национальности, шляхтич, Сенковский получил образование в Виленском университете. Во время учебы он увлекся изучением Востока. Осенью 1816 года отправился в путешествие и за два года посетил Турцию, Сирию и Египет. Освоил арабский, турецкий, а позже – персидский, сирийский, итальянский, новогреческий, сербский, китайский, монгольский и тибетский языки.
Сенковский появился в Петербурге в 1821 году уже человеком со сложившимся мировоззрением. И положение его с самого начала стало чрезвычайно сложным и двойственным: в глазах поляков Сенковский выглядел едва ли не «предателем» национальных интересов; в глазах русских – «чужаком», покушающимся на их культурные ценности. Именно польские биографы в отместку придумали потом миф о «журнальном триумвирате» (Булгарин-Греч-Сенковский). Миф несуразный, но живучий и поныне.
По приезде в столицу наш герой был определен переводчиком Коллегии иностранных дел, и в 22 года Осип Иванович получил профессорскую должность в Санкт-Петербургском университете сразу по двум кафедрам: арабской и турецкой.
Первым большим литературным трудом Сенковского на русском языке стал вольный перевод с английского «Похождения Мирзы Хаджи-Бабы Исфагани в Персии и Турции, или Персидский Жилбаз» (1831) – занимательной, иронической картины персидских нравов. Именно здесь впервые появляется самый известный (наряду с другими, почти четырьмя десятками) псевдоним Сенковского – Барон Брамбеус; книге же был предпослан эпиграф:
«У каждого барона своя фантазия» – с подписью: «Старая шутка», которая отсылала к народной пословице: «У всякого барана своя фантазия».
Выпуская от имени Барона Брамбеуса «Фантастические путешествия» (1835), О. И. Сенковский, несомненно, находился под влиянием не менее фантастических путешествий другого барона – Мюнхгаузена, с которым у Брамбеуса много общего. С ним происходят такие же невероятные происшествия. Как и Мюнхгаузен, он проваливается в кратер Этны, пролетает сквозь земной шар и т. д. Характер Брамбеуса, болтуна, враля и мистификатора, во многом совпадаем с характером Мюнхгаузена. Что касается имени «Брамбеус», то Сенковский взял его из лубочной «Сказки о Францыле Венециане», одним из персонажей которой является король Брамбеус.
Как справедливо отмечается в литературе о Сенковском: «Барон Брамбеус - неунывающий путешественник и острослов, наивный скептик и большой умница, реальный авантюрист и литературный фантом – помогал Сенковскому выразить свое, непростое, отношение к миру».
С 1834 г. Сенковский по договоренности с известным книгопродавцем Смирдиным стал редактором «Библиотеки для чтения, журнала словесных наук, художеств, новостей и мод» – первого в России «толстого журнала» энциклопедического характера, который был рассчитан на широкого и, прежде всего, провинциального читателя. Журнал состоял из семи разделов: «Русская словесность», «Иностранная словесность», «Науки и художества», «Промышленность и хозяйство», «Критика», «Литературная летопись» «Смесь». Большое место здесь уделялось популяризации научных открытий. Журнал, имевший невероятно высокий по тем временам тираж, был основан на коммерческих началах (в нем была введен устойчивый полистный гонорар для авторов). Сенковский редактировал все материалы, многие из них переписывал почти заново, писал статьи для всех разделов.
В первые годы существования журнала он сумел привлечь к участию в нем Пушкина, Жуковского, Вяземского, Дениса Давыдова. Баратынского и Одоевского. Однако этим писателям был чужд литературный меркантилизм Сенковского, его расчет на невзыскательные вкусы читающей публики. Провозгласив принципиальную относительность эстетических критериев, редактор превратил журнальные разделы «Критика» и «Литературная летопись» в «историю личных впечатлений» барона Брамбеуса или Тютюнджю-Оглу. В этих оценках было и намеренное «надувательство» читателей, и коммерческий расчет (реклама «своих» авторов, борьба с конкурентами).
Нам известно множество петербургских адресов Осипа Ивановича – он жил и в здании 12 коллегий, и на первой линии Васильевского острова, в доме на Михайловской площади (сейчас площади Искусств), и на Большой Конюшенной улице. Но, пожалуй, самый счастливый период его жизни в Петербурге связан с домом на Почтамтской, 21. Особняк был обставлен по последней моде с большим вкусом и имел два сада – цветочный и фруктовый, где Сенковский выводил новые сорта цветов и деревьев. Самая изысканная публика собиралась на литературно-музыкальных вечерах в этом доме. Это и братья Брюлловы, и известный художник Федор Толстой, и первый пейзажист того времени профессор Академии Художеств Максим Воробьев, и поэт Нестор Кукольник, композиторы Михаил Глинка и Адольф Адан, почти все известные музыканты, гастролирующие в это время в Петербурге.
К началу 1850-х гг. роскошная жизнь и рискованные финансовые обороты разорили Сенковского, и он с явной неохотой вновь вернулся к перу. Летом 1856 года Сенковский начинает печатать в журнале «Сын Отечества» еженедельные фельетоны — «Листки Барона Брамбеуса», которые имели оглушительный успех: тираж «Сына Отечества» увеличился сразу на несколько тысяч подписчиков.
Сенковский умер 4 (16) марта 1858 года. За три дня до смерти он продиктовал свой последний «листок». Имеет смысл процитировать начало и финал этого «листка» – фактическое завещание писателя:
«В течение настоящего столетия, – писал Сенковский, – произошло в государственном и политическом положении образованного человечества коренное изменение, которое не всем еще совершенно ясно <…> Вся частная беседа перешла в печать, которая ею только и питается <…> секрет физически невозможен в наше всезнающее и всеслышащее время: случившееся будет немедленно узнано, описано и расписано на все государство с необходимыми преувеличениями и злыми замечаниями <…> Частные беседы тотчас принимают злобный характер; обидные анекдоты кучами вылезают из земли, как грибы после проливного дождя».
Автор текста — Варвара Сергеевна Фомичева, специалист тематических программ Мемориального Музея-Лицея и музея-дачи А. С. Пушкина.