В интернет есть (или был: так все быстро меняется, что на момент прочтения вами статьи канал может уже перестать существовать) такой канал "В чем сила, брат". Там человек беседует в чате "Рулетка" с разными украинцами о событиях в политической жизни Украины: об их отношении к России, русским, об истории Украины и о многом другом.
Нужно сразу оговориться, что показанные в роликах люди составляют всего лишь определенную часть населения страны. Возможно, других людей автор канала просто не показывает. И еще один момент. Видеоматериалы выложены за разные периоды. Понятное дело, что уровень агрессии в связи с последними событиями возрос, но кажется, он не имеет существенного влияния на сделанные выводы.
Общие для вышеуказанных людей паттерны поведения и подходы к оценке тех или иных событий позволяют сделать некоторые обобщенные выводы о человеческом поведении и происходящих глубинных процессах.
Некоторые характерные особенности можно экстраполировать: они обнаруживаются в действиях высших должностных лиц государства.
Итак, что же это за выводы.
Первое. У людей полностью отсутствует критическое мышление.
Это свойственно не только украинцам, с которыми беседовал автор канала, но и большинству людей, в принципе. "Критическое мышление - система суждений, которая используется для анализа вещей с критической точки зрения и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам" (википедия). Критическое мышление - важная часть цивилизационной составляющей общества, которое позволяет ему подняться на принципиально иной уровень развития. Чем больше в обществе критически мыслящих людей, тем более высокий у него цивилизационный статус и интеллектуальный потенциал.
Докритическое мышление характеризуется большой гибкостью и легкостью манипулирования. Под манипулированием здесь надо понимать возможность быстрого и легкого внедрения в массовое и индивидуальное сознание определенных идей. Посмотрите фильм "Начало" (Inception, 2010) для того, чтобы понимать, о чем идет речь.
Второе. Явный русофобский настрой и настроение.
И оно не может быть лишь следствием первой причины и результата внедрения русофобских настроений в умы людей. Для понимания ситуации надо разделить людей условно на две категории: младшее и старшее поколение. Дальнейшее деление проводить не будем, поскольку, понятное дело, для точности исследования надо делить их и дальше и рассматривать уже более мелкие группы категорий людей и каждую группу рассматривать в отдельности. Но здесь достаточно условного разделения на вышеуказанные две группы. Младшее поколение подвергалось обработке в результате образовательного воздействия. У них нет альтернативы. Русофобские настроения старшего поколения видятся в более глубинных причинах, нежели просто идеологическое воздействие. Многие исследователи называют в качестве такой глубинной причины - обиду за голодомор. Естественно, что на Украине, да и в России мало кто занимается исследованием данной проблематики. Один из исследователей, который занимался данным вопросом, обозначил, что голод в то время был во многих регионах и сознательного уничтожения украинцев не было: страдали и многие другие регионы. Выпуск с данным исследователем был на канале "День ТВ", но найти его не удалось.
В общем, основная мысль состоит в том, что среди многих украинцев на глубинном уровне есть негативное отношение к России и русским из-за, возможно, явления голодомора (реального или мнимого). Возможно, есть и иная причина.
Третье. Безальтернативность позиции.
Идеологическая сущность позиции при отсутствии критического мышления ведет к тому, что носитель позиции не способен к дискуссии. Дискуссия - это обмен мнениями с приведением аргументов. Для ведения дискуссии необходимо обладать знаниями, фактами и уметь ими оперировать. Отсутствие подобных навыков приводит к тому, что оппоненты не способны воспринимать альтернативную точку зрения и отвергают контраргументы исключительно на эмоциональной основе. Но, как сказал кто-то: "Эмоции - это не факты".
При этом, как показывает, в том числе, аналитика американских методов воздействия на население, при низком интеллектуальном уровне населения эмоциональное воздействие является наиболее простым способом внедрения идей в сознание. Именно это и можно наблюдать на примере Украины и ее граждан.
Четвертое. Отсутствует правосознание и понимание признаков государства как на субъективном, так и на коллективном уровне.
Попытка объяснять все явления доправовым сознанием. Этот фактор является крайне важным к пониманию подходов на Украине к множественным неправовым поступкам, оправданию двойных стандартов, неправовых методов решения задач и вопросов. Ущемление прав русскоязычного населения является лишь одним из следствий подобного подхода.
Низкий уровень правосознания, высокий уровень криминального сознания, внутреннее тяготение к девиантному поведению вследствие, в том числе, отсутствия высоконравственного воспитания ведут к устойчивости олигархата, вседозволенности власти и элит.
Неуважение к институтам государственности является одним из высших проявлений вышеуказанных явлений. Даже на уровне первых лиц государства допускаются лживые заявления, смена позиций без видимых причин и в условиях коротких временных интервалов, неуважительное отношение к взятым на себя обязательствам. Это хорошо видно на примере минских соглашений. Допустимость подхода "если документ мне не нравится, я не буду его выполнять". При чем, такая допустимость оправдывается народом.
Подобный подход ведет к ветхости и без того неокрепших государственных структур. Государство, неспособное гарантировать выполнение взятых на себя обязательств, никогда и никем не будет восприниматься как серьезный деловой или политический партнер.
Пятое. Недоверие к любой информации, которая опровергает вмонтированную в сознание идеологическую конструкцию.
Это является следствием первого признака, но, тем не менее, выделим это отдельно. В большей степени, это недоверие к информации из российских источников. В меньшей степени, из западных источников.
Отсутствие критического мышления ведет к неспособности анализировать внешние доводы, ведет к страху перед альтернативной позицией. Именно поэтому все внешние аргументы отвергаются. Данное поведение является проявлением инфантильности: ребенок боится чужих взрослых и слепо доверяет своим родителям.
Шестое. Вторичность национальной самооценки. Национальная инфантильность.
Запад, при этом, воспринимается как символический отец, который всегда прав, который защитит, и который безапелляционно желает безвозмездно и безусловно только самого лучшего своему "ребенку". Это прекрасно используется в геополитических целях.
Седьмое. Смешанное и путанное сознание.
Это довольно сложный признак, который выражается в неспособности выстраивать логические связи между явлениями; в неправильном использовании терминов. В качестве примера можно привести постоянно используемый украинцами штамп "нацист" или "рашист" применительно к российской армии и к россиянам. Можно предположить, что практически ни один из употребляющих это слово не знает точного определения и признаков нацизма.
Также смешанное и путанное сознание выражается в неумении удерживать в сознании логические цепочки в рамках обсуждения одной темы. Темы постоянно меняются. Люди просто не умеют поддерживать дискуссию.
А что думаете вы? Просьба избегать хамства, оскорблений, мата и прочих неуважительных высказываний в комментариях. Подобные комментарии будут удаляться.