Найти в Дзене
Автопартия Курск

Моторное масло. Виды и классификация по SAE, API, ILSAC, ACEA

Современное моторное масло - это базовое масло (полученное определенным путем гидрокрекинга, синтеза и др. В зависимости от способа и метода очистки и определяют дальнейший тип и качественные характеристики масла) и пакет присадок, который играет наиважнейшую роль. Среди присадок выделяют:

Загустители (модификаторы вязкости) - предотвращают снижение вязкости и несущей способности моторного масла при повышении температуры.

Депрессанты - стимулируют образование небольших подвижных частиц, не дают образоваться большим кристаллам парафина при низких температурах.

Антипенный агент - сохраняет рабочие характеристики масла за счет увеличения силы поверхностного натяжения пузырьков воздуха.

Антиоксиданты - замедляют процессы естественного окисления, предотвращая активность агрессивных продуктов горения.

Противоизносные присадки - образуют на поверхности металла защитный слой, активируются при высоких температурах.

Модификаторы трения - он них зависит коэффициент трения.

Детергенты - предотвращают образование отложений и шлама, а также смывают образовавшиеся ранее отложения в системе смазки.

Дисперсанты - поддерживают отмытые загрязнения во взвешенном состоянии, минимизируют воздействие сажи на вязкостные характеристики масла, препятствуют взаимодействию продуктов горения между собой.

Ингибиторы коррозии - также как и противоизносные присадки образуют активный защитный слой, а также нейтрализуют кислоты, предотвращают их попадание на защищаемую поверхность.

Все моторные автомасла делятся на три большие группы:

Синтетические

На сегодняшний день масла именно этой категории считаются лучшими. Такие моторные масла в своей основе имеют масла, полученные путем гидрокрекинг синтеза минеральной базы, масла, полученные из газов путем синтеза и самая «навороченная» база - эфиры, без применения минеральных базовых масел. Получают путем синтеза химических элементов. Отличие от минерального заключается в основном в молекулярном строении основы масла. В процессе производства синтезируются молекулы с заданными, оптимальными эксплуатационными свойствами. Обладают химической и термической стабильностью. Химическая стабильность гарантирует отсутствие каких-либо химических превращений (окисления, парфинизации и т.п.), ухудшающих эксплуатационные характеристики при работе масла. Термическая стабильность означает сохранение оптимального значения вязкости масла в широком диапазоне температур. Благодаря особенностям молекулярного строения синтетические масла обладают более высокой (по сравнению с минеральными) текучестью и проникающей способностью.

Полусинтетические

А точнее сказать «частично синтетические» автомасла находятся на стыке минеральных и синтетических автомасел. Для их получения смешивают минеральные и синтетические базовые масла. Обращали внимание, что при внешней схожести, допустим по вязкости, полусинтетические масла могут очень по-разному стоить? Разница в цене в этом случае чаще связана с процентом синтетической основы. Как правило, в составе полусинтетического моторного масла содержится 10-25% синтетического базового масла.

Минеральные

Получают путем прямой переработки нефти. Из преимуществ «минералки» выделяют цену, высокие смазывающие способности и экологичность. Из минусов - не выдерживает высоких температур, сильнее густеет на морозе, быстрее окисляется и требует замены, при вскипании - оставляет шлаки в моторе. Но подходит к определенным моторам, а потому также имеет право на существование.

Моторные масла обладают разными качествами по разным характеристикам. Существует система классификации моторных масел по классу вязкости (SAE – общество инженеров автомобилистов),  по классу (ACEA – ассоциация европейских производителей) и по эксплуатационным качествам (API – американский институт нефти).

SAE

Классификация по этому типу обозначает вязкость масла при различных температурах. Зимнее обозначается буквой W, летнее только цифрами. Тенденция последнего времени – использование всесезонного масла.

В обозначении которого присутствуют и зимние и летние показатели.

Вязкость - внутреннее трение или сопротивление течению жидкости. Эта характеристика является важным физико-химическим свойством масла, оказывающим влияние на силу трения.

Зима

0W-  -35-30

5W-  -30-25

10W-  -25-20

15W-  -20-15

20W-  -15-10

25W- -10-5

Лето

20 -  +10 - 15

30  -  +20-25

40 -   +35-40

50 -   +45-50

60 -  +50  и выше

API

Классифицирует область применения масла, обозначается двумя буквами – первая обозначает тип двигателя:

S – бензиновый двигатель

C – дизельный двигатель,

Вторая конкретизирует условия применения масла: современный двигатель/старый, турбированный/нет.

Обозначение у масла API SJ/CF означает возможность его применения, как для бензиновых, так и дизельных моторов.

Бензиновые моторы

Дизельные моторы

SC — авто до 1964 г выпуска
SD — авто 1964-1968 г выпуска

SE — авто 1969-1972 г выпуска
SF — авто 1973-1988 г выпуска

SG — авто 1989-1994 г выпуска, для жестких условий эксплуатации
SH — авто 1995-1996 г выпуска, для жестких условий эксплуатации
SJ — авто 1997-2000 г выпуска, лучше энергосберегающие свойства
SL — авто 2001-2003 г выпуска, увеличенный срок эксплуатации
SM — авто с 2004 г выпуска, SL+повышенная стойкость к окислению

CB — авто до 1961 г выпуска, высокое содержание серы в топливе
CC — авто до 1983 г выпуска, работающие в тяжелых условиях
CD — авто до 1990 г выпуска, много серы в топливе и тяжелые условия работы
CE — авто до 1990 г выпуска, двигатель с турбиной
CF — авто  с 1990 г выпуска, с турбиной
CG-4 — авто  с 1994 г выпуска, с турбиной
CH-4 — авто с 1998 г выпуска, под высокие нормы токсичности США
CI-4 —  авто, с турбиной, с клапаном EGR
CI-4 plus — аналогично предыдущему, под высокие нормы токсичности США

ILSAC

Определяет требования к энергосберегающим моторным маслам для бензиновых двигателей американского и азиатского производства последнего поколения. Такие масла производятся в классах вязкости xW16-30, их отличительная черта меньшая вязкость HTHS меньше 3,5 cP (уменьшает расход расход топлива) и сниженная зольность (это позволяет использовать данные масла в двигателях, оснащенных многоступенчатыми системами доочистки отработанных газов.)

С октября 2010 года действует категория GF5. Предыдущие модификации GF1-4 считаются устаревшими, вместо них рекомендовано использовать GF5.  Масла категории ILSAC GF-5 разработаны для предотвращения образования высокотемпературных отложений на поршнях и деталях турбокомпрессоров. Стабильны к образованию шламов, обеспечивают повышенную топливную экономичность, совместимы с системами снижения токсичности отработанных газов и уплотнениями. Обеспечивают защиту двигателей работающих на топливах содержащих этанол - E85.

ACEA

Отчасти требования к качествам масла пересекаются с требованиями API, однако, они более жесткие по ряду параметров. Масла для бензиновых и дизельных двигателей обозначаются буквосочетанием «А/В» с определенной цифрой после буквы. И чем больше эта цифра — тем выше требования к маслу. Характеризуются высокой стабильностью.

A1/B1 - моторные масла, предназначенные для использования в условиях увеличенных межсервисных интервалов в бензиновых двигателях и дизельных двигателях легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта. Отличаются низким коэффициентом трения, низкой вязкостью, в первую очередь высокотемпературной. Не подходят к определенным ДВС.

A3/B3 - моторные масла, предназначенные для использования в бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта, в том числе в условиях увеличенных межсервисных интервалов, если это допускает автопроизводитель. Предназначены для круглогодичного использования, в том числе в тяжелых условиях эксплуатации.

A3/B4 -моторные масла, предназначенные для использования в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизельных двигателях с прямым впрыском топлива. Также могут применяться в двигателях требующих применения масел ACEA A3/B3.

A5/B5 - моторные масла, предназначенные для использования в условиях увеличенных межсервисных интервалов в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизельных двигателях легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта. Отличаются низким коэффициентом трения, низкой вязкостью, в первую очередь высокотемпературной. Данные масла не могут использоваться в ряде двигателей.

Также при описании свойств моторных масел используют термин "зольность". Зольность подразумевает содержание в составе моторного масла компонентов, способствующих образованию сульфатной золы, фосфора и серы, которые в свою очередь способствуют образованию отложений и сокращению срока службы систем доочистки отработанных газов иномарок, оснащенных трехкомпонентными катализаторами TWC и сажевыми фильтрами DPF. (автомобили класса "евро 4" и выше).

Все выше перечисленные категории масла относятся к подгруппе HighSAPS.

Из ниже перечисленных - С2 и С3 - MidSAPS

C1 и C4 - LowSAPS

С1 - моторные масла, предназначенные для использования в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизельных двигателях легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта оборудованных DFP и TWC . Отличаются низким коэффициентом трения, низкой вязкостью, в первую очередь высокотемпературной: HTHS >2,9 mPa*s, малой зольностью (LowSAPS). Данные масла способствуют увеличению срока службы DPF и TWC, а также топливной экономичности.

C2 - моторные масла, предназначенные для использования в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизельных двигателях легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта оборудованных DFP и TWC. Отличаются низким коэффициентом трения, низкой вязкостью, в первую очередь высокотемпературной: HTHS >2,9 mPa*s, сниженной зольностью (MidSAPS).
Данные масла способствуют увеличению срока службы DPF и TWC, а также топливной экономичности.

C3 - моторные масла, предназначенные для использования в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизельных двигателях легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта оборудованных DFP и TWC. Отличаются сниженной зольностью (MidSAPS). HTHS > 3,5 mPa*s. Способствуют увеличению срока службы DPF и TWC.

C4 - моторные масла, предназначенные для использования в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизельных двигателях легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта оборудованных DFP и TWC. Отличаются малой зольностью (LowSAPS). HTHS > 3,5 mPa*s. Способствуют увеличению срока службы DPF и TWC.

При выборе моторного масла очень важно учитывать рекомендации автопроизводителя! Вы можете выбрать идеальное масло по различным характеристикам, но оно не подойдет не для Вашего двигателя. Поэтому исключительно ориентируясь на предписания производителя! Также надо обращать внимание на возраст автомобиля и условия его эксплуатации. При этом нужно учесть:

- тип мотора и год создания;

- нагрузки на автомашину (эксплуатация в городе или на бездорожье, температурный режим, нагрузки на двигатель);

- износ двигателя по пробегу (низкий – до 75 тыс. км., средний -  до 150 тыс. км., повышенный – свыше 200 тыс. км.). Существует правило - чем больше пробег/старше мотор – тем больше должна быть высокотемпературная вязкость масла (безусловно, в пределах допущенного автопроизводителем диапазона).

- совместимость материалов двигателя с конкретным видом масла (хотя этот пункт в большей степени относится к авто отечественного автопрома. Так, к примеру, производители некоторых родных автомобилей используют сальники, изготовленные из нитрильной резины, которая несовместима с синтетическими маслами. Только заменив их на импортные, можно залить синтетику).

Применение энергосберегающих классов и стандартов очень специфично. Поэтому перед покупкой моторного масла точно убедитесь, что Вашему мотору такое масло можно. В идеальном варианте эти данные можно взять из руководства пользования автомобилем. Кстати, многие уважающие себя автогиганты разрабатывают допуски для определенных видов моторов, обратите внимание – именно моторов, а не автомобиля в целом.

Важность правильного выбора моторного масла сложно переоценить. Все масла имеют различный набор присадок, рассчитанных на определенные моторы и условия эксплуатации. Неправильно подобранное масло в лучшем случае – снизит мощность мотора и повысит расход топлива. В худшем – очень сильно ускорит срок до капитального ремонта двигателя (повышенный износ, «заклинивание» во время и сразу после запуска, задиры).

Качественное моторное масло — долгая жизнь двигателя!

Статья с сайта сети магазинов автозапчастей и автосервисов "Автопартия" Курск - https://avtopartiya.com/news/Motornoe-maslo-Vidyi-i-klassifikatsiya-po-SAE-API-ILSAC-ACEA