Найти тему
Хьюстон, у нас отмена

Почему поезда приводятся в движение локомотивами, а не моторными вагонами, как электрички

Многие знают, что пассажирские поезда дальнего следования приводятся в движение именно магистральными локомотивами, а не моторными вагонами. В этом и заключается их главное отличие от электричек (электропоездов): у электричек нет локомотива, но есть моторные, немоторные и головные вагоны.

И отсюда возникает вопрос: почему пассажирские поезда приводятся в движение именно локомотивами? Почему нельзя реализовать принцип моторных вагонов на дальних направлениях и избавиться тем самым от магистральных локомотивов?

И ведь действительно, распределять тяговые усилия, а также мощность и зацеп на всю длину пассажирского состава на первый взгляд может показаться оптимальным решением. И электрички себя отлично зарекомендовали. Однако железнодорожники не спешат избавляться от локомотивов и оснащать пассажирские вагоны тяговыми электродвигателями, а также головными вагонами.

И связано это с тем, что пассажиры в таких вот поездах дальнего следования могут ехать до пункта назначения неделю, а то и больше. Они хотят, чтобы было тихо, чтобы не было лишних звуков и вибраций. А что такое моторный вагон? Это прежде всего источник гула и прочих завываний и при разгоне, и при выбеге.
-2
Электромоторы работают то в двигательном режиме при разгоне, то уходят в генераторный режим при торможении. И всё это мешало бы пассажиром не только спать, но и просто комфортно ехать, да и вообще, действовало бы на нервы.

А что касается локомотива, то он далеко. От него все шумы и вибрации до пассажиров просто не доходят. Так что целесообразность использования именно локомотивов сводится как раз к заботе о пассажирах и об их комфорте.

Однако помимо моторных вагонов в электричках есть ещё и немоторные. Но они тоже гудят, потому что там стоят компрессоры для закачки сжатого воздуха в систему. Сжатый воздух нужен в том числе и для тормозной системы.
-3

Так вот преимущество локомотива в том, что он на борту имеет один общий большой компрессор, который через рукава системы сжатого воздуха просто раздаёт его вагонам. И поэтому вагону можно не иметь компрессор. И всё это опять же ради комфорта пассажиров.

Однако на этом преимущества локомотивов перед моторными вагонами не заканчиваются. Так например в России не все железнодорожные направления электрифицированы. А это значит, что поезду с моторными вагонами вместо локомотива туда путь заказан. Моторные вагоны будет нечем запитывать.

-4
И именно поэтому на некоторых неэлектрифицированных направлениях работают магистральные тепловозы. Они тянут пассажирские поезда даже в отсутствии тяговых контактных электросетей.

То же самое касается и грузовых поездов. Они зачастую следуют по неэлектрифицированным направлениям, и их тянут магистральные тепловозы. Так что даже если отбросить комфорт и шумы, которые не влияют на качество ж/д грузоперевозок, то и здесь всё равно никак не получилось бы задействовать моторные вагоны вместе с головными и избавиться тем самым от локомотивов.

-5