Эта история произошла на Ставрополье в 1919 году во время гражданской войны. В комендатуру города Ставрополя, который тогда находился под властью белых, пришел солдат Павел Дураков. Все бы ничего, но он предъявил дежурному по комендатуре бумагу, в соответствии с которой, он был освобожден от службы в армии по состоянию здоровья. Хотя сам солдат утверждал, что он вернулся из двухнедельного отпуска по семейным обстоятельствам.
Солдат был неграмотным и не знал, что у него написано в отпускных документах. Оказалось, что у него недавно умер отец, и Павел Дураков попросил отпуск на две недели, чтобы организовать похороны родителя, и помочь семье по хозяйству в начинающейся весенней страде. Отбыв положенное время, он вернулся в строй, но как оказалось, писарь комендатуры К. демобилизовал солдата навсегда, не предупредив об этом бойца.
Тогда белая контрразведка решила проверить других солдат, которые получили освобождение от службы из рук этого самого писаря К. И как вскоре выяснилось, несколько человек купили себе освобождение от службы за деньги, о чем честно признались следователю во время допросов.
Писаря К. арестовали, и он дал признательные показания, в соответствии с которыми, он продавал солдатам, не желавшим принимать участие в гражданской войне, освобождения от службы. Для этого он сделал дубликат ключа от кабинета начальника ставропольской комендатуры, и в обеденный перерыв, когда шеф уходил обедать в ресторацию, заходил к нему в кабинет, и в его отсутствие ставил печать на чистых бланках. Подпись же руководителя он подделывал, приложив документы к стеклу
Писарь объяснял свое поведение тем, что он нуждался в средствах, так как пристрастился к кокаину и алкоголю. Под воздействием этих веществ он и выписал освобождение от службы Павлу Дуракову, так как писарю, с его слов, стало жалко солдата, который только что потерял отца.
Выписав освобождение от службы, он не предупредил воина об этом, а так как боец был неграмотным, но исполнительным он и явился по прошествии оговоренного срока в Ставрополь.
Сам писарь на допросах всячески отрицал свою связь с большевиками, казалось бы, банальный сердобольный наркоман и алкоголик, решивший подзаработать, но проколовшийся на своей доброте.
Однако, во время этапирования в Армавир, вместе с солдатами, которым он выписал освобождения от службы, обвиняемый совершил побег. Как следует из объяснительной конвойных, во время привала писарь К., воспользовавшись беспечностью одного из сопровождающих, выхватил у него гранату, и угрожая ею разоружил остальной конвой.
После чего, связал конвоиров, вместе с одним из солдат, скрылся в неизвестном направлении. Примечательно, что остальные обвиняемые не разбежались кто куда, а вернулись в Ставрополь с безоружным уже конвоем.
Следователю из контрразведки показалась странной эта история с побегом, и он приказал также арестовать и допросить беспечных конвоиров.
Самого же Павла Дуракова среди обвиняемых не было, так как после разбирательств, его освободили из-под стражи и вернули в строй, в связи с тем, что очевидно он ни в чем не был виноват.
Заканчивается это дело тем, что все обвиняемые, в том числе и незадачливые конвоиры как под копирку написали заявление, в котором полностью раскаивались в содеянном и просили отправить их в действующую армию искупить свою вину кровью. Фронт приближался к Ставрополю, и потому на всех этих заявлениях стояла короткая резолюция «удовлетворить».
Что стало дальше с Павлом Дураком, и был ли писарь К. агентом большевиков, который саботировал работу комендатуры в белом тылу, или же он был обыкновенным пройдохой-наркоманом, мы уже вряд ли узнаем.
А пока подписывайтесь на наш канал, в том числе и Telegram, ставьте лайки если понравилось, делитесь в соцсетях. Мир вашему дому!