К 40 годам я, уроженка небольшого шахтерского городка на юге России, уже поработала медсестрой в реанимации, врачом лаборатории, микробиологом на винном заводе, менеджером по продажам программных, информационных продуктов и банковских услуг. Последние же 10 лет, уже перебравшись в столицу, я участвовала в проекте строительства коттеджного поселка в Подмосковье, а затем и в управлении им.
К тому моменту, удовлетворив свою страсть к путешествиям, я решила, что пришло время и я созрела для создания своего небольшого бизнеса.
У меня были небольшие накопления и я искала какую-нибудь идею, которая показалась бы мне интересной.
Как говорится, на ловца и зверь бежит. Моя знакомая, профессиональный дизайнер одежды, предложила интересную идею и мы стали партнерами.
А решили мы создать бренд одежды для молодых современных мам.
Поначалу все шло хорошо.
Разработка и создание прототипов, поиск и нахождение производства, договоренности с интернет магазинами, взявшими нашу продукцию на реализацию, первые продажи - всё это вселяло надежды на успех. И мы с упоением строили планы на будущее.
Но со временем, не смотря на все предпринимаемые попытки, дальше периодических единичных продаж дело не пошло.
В итоге через 3 года стараний мы закрыли проект. Мы вернули вложенные деньги, но не более того.
Почему не получилось? Что мы делали не так?
Не повезло?
Кому-то этого достаточно, не повезло сейчас, повезет в другой раз. Есть такое мнение, что построить бизнес - это скорее удача, нежели успех. Потому что здесь вы имеете дело с самым сложным и трудно предсказуемым материалом, с людьми, с их поведением, которое зависит от множества факторов. Другими словами вам приходится работать в хаосе, в котором невозможно что-либо предсказать. Поэтому и заниматься этим могут лишь люди с определенным складом ума и некими врожденными характеристиками, так что предпринимателем нужно родиться. И в таком случае надо просто не терять волю к победе и продолжать попытки в надежде на удачу. Сделать 10 попыток, когда-нибудь да повезет.
Но меня такая математика не устраивала. Может это влияние возраста, может привычка постоянно бросать себе вызовы, но от мечты - иметь успешный бизнес я не отказалась и продолжать действовать наобум я тоже не стала, а решила, что называется, поработать над ошибками.
Стала общаться с начинающими и действующими предпринимателями, интересоваться как они думают, чем руководствуются и что делают. Параллельно с этим перелопатила не одну тысячу страниц в поисках интересующей меня информации.
И вот спустя пять лет до меня дошло, почему у нас дело не пошло.
С чего бы начать…
Может с того, что проблема которую решал наш продукт для молодых мам была для них не частая и не слишком серьезная?
А может с того, что я думала, что для продаж важно иметь красиво оформленные соц. сети и сайт с продающими текстами и стильными фото? Что моя голова была забита всякой ерундой, которую на всяких тренингах и мастер классах преподносили как величайшее откровение? И поэтому, напитанные верой в быстрый успех, мы были заняты фотосессиями, написанием текстов, поиском цепляющего контента, созданием сайтов, настройкой рекламы, но никак не изучением настоящих проблем с которыми сталкивается наша целевая аудитория и тех задач, которые она перед собой ставит.
К сожалению никто из модных современных «гуру» не сказал мне, что создать успешный бизнес, даже маленький очень и очень непросто, а уж тем более онлайн.
Что прежде чем создавать продукт и строить каналы сбыта мне стоит найти горячую и острую проблему у человека, за решение которой он готов заплатить.
А после этого еще десять раз проверить:
- правильно ли я поняла суть проблемы?
- повторяется ли эта проблема у других людей?
- будет ли мой продукт предоставлять именно то решение, которое человеку нужно?
- что ещё необходимо человеку, чтобы он мог им воспользоваться?
- и впишется ли моё решение в его бюджет?
За избавление от иллюзий и понимание этих вещей мне пришлось заплатить временем и деньгами. Конечно это не всё, но это основное.
Наша попытка заранее была обречена на провал, но мы ослеплённые верой в быстрый успех, вооруженные силой продающих текстов и красивых фото не хотели видеть очевидных вещей:
- что наш продукт критически привязан к другому слабо распространённому продукту
- а это существенно увеличивает стоимость решения для клиента
- а увеличение стоимости влияет на размер аудитории и уменьшает размер рынка увеличивает стоимость привлечения и вообще овчинка выделки не стоит
- что разработка и создание продукта создает с ним сильную эмоциональную связь и это мешает увидеть другие возможности
- что мы могли бы стать российскими «Cheeky Chompers», если бы начали свой путь с того, что попытались бы выявить с какими острыми проблемами сталкиваются современные мамы.
Вот материал, который очень был нужен нам тогда, на первом этапе построения своего дела.
Надеюсь он поможет избежать тех ошибок, которые допустили мы.