- "Сразу после бога идет отец" (Вольфганг Амадей Моцарт)
- Что было раньше: Цитаты… цитаты… О смерти Моцарта. Документы
- Кончилось все, в конце концов, тем, что Моцарт стал ярко выраженным флегматиком. А то, чем он обладал и что приобрел, в сущности, привело его к страшному одиночеству и нужде, ибо он даже не научился вести хозяйство, обязанность, о которой никогда не забывал отец.
"Сразу после бога идет отец" (Вольфганг Амадей Моцарт)
Что было раньше: Цитаты… цитаты… О смерти Моцарта. Документы
Личность Моцарта, наверное, всегда будет привлекать внимание, хотя сам он был на редкость скромен и явно не страдал "звездной болезнью". Уважаемый читатель конечно помнит о невиданном взлете карьеры "чудо-ребенка", вундеркинда, который в 6 лет отправился с отцом покорять Европу, а в 8 - сочинил три симфонии (!). В 14 лет он - академик самой авторитетной в Италии и во всем музыкальном мире Болонской музыкальной академии. Как пишет Михаил Булгаков, "...Когда отец разглядел нечеловеческий талант сына, точно неизвестно, но, видимо, достаточно рано, причем следует заметить, что именно к этому времени у сына начала проявляться необычайная самоинициатива". Иными словами, ребенка не нужно было заставлять заниматься - он жил музыкой, потому что она была первым и естественным языком его души. Потом уже все остальное. Это было как память ума о некоем внутреннем состоянии, пережитом за пределами нашей земной жизни.
Исследователи же говорят о "тончайшем музыкальном слухе, так, что шум причинял ему страдание, эйдетической или фотографической памяти и животворной спонтанности" ребенка Моцарта. Напомним, что спонтанностью (лат. — самопроизвольный) называют самопроизвольность процессов, вызванных не внешними влияниями, а внутренними причинами. Способность активно действовать под влиянием внутренних побуждений. И он действовал. Творческий поток не иссякал до последних часов жизни.
Тем не менее, в самом начале пути сам Вольфганг и его сестра стали "своеобразным объектом пристижа вице-капельмейстера Леопольда Моцарта", как об этом довольно-таки ядовито пишет Булгаков, цитируя современников и очевидцев семейной жизни Моцартов: "Очевидно, что Леопольд рассматривал Вольфганга как часть себя. Буквально как за собственными он наблюдал за мыслями, чувствами, интересами и творческими стремлениями сына и без зазрения совести требовал признания за это. Такое чувство собственника было для него естественным делом" (Эренвальд).
И еще: "Отравленной и угрожающей самой жизни была атмосфера, в которой он [Моцарт] жил. Тщеславный и жадный до денег отец как теленка о двух головах возил его напоказ по Европе... Но вскоре стало ясно, что это не потешная обезьянка, а состоявшийся музыкант" (Баумгартнер). Самодовольство и всепоглощающее честолюбие Леопольд Моцарт проявил с избытком. Этим он помешал и развитию в сыне здорового чувства самопредставления и личного честолюбия. Впоследствии Моцарту пришлось отказаться от того (и сделал он это, скорее, бессознательно), что отличало других композиторов - Брамса, Листа, в особенности, Вагнера - эгоцентрического умения сосредоточивать внимание на себе: "Моцарт никогда не проецировал себя на свое окружение" (Хильдесхаймер).
И тут же Хильдесхаймер уточняет: «Не станем вменять Леопольду в вину больше, чем он того заслуживает. Ведь только ему Вольфганг был обязан хорошим воспитанием, отличным образованием и самыми яркими впечатлениями своего детства».
Кончилось все, в конце концов, тем, что Моцарт стал ярко выраженным флегматиком. А то, чем он обладал и что приобрел, в сущности, привело его к страшному одиночеству и нужде, ибо он даже не научился вести хозяйство, обязанность, о которой никогда не забывал отец.
У него был «недостаток в смысле ведения домашнего хозяйства и экономии денег» (Гаги). Раньше все это на себя брал отец, лишь бы сын занимался одной только музыкой. Конечно, дети способны вынести многое, однако эти тяготы и лишения, и прежде всего психические перегрузки, косвенно всегда выходят наружу. С одной стороны, нелегко было заниматься с отцом, реакция которого иной раз была крутой и непредсказуемой. С другой, Моцарт, часто оторванный от матери, до 21 года почти девять лет провел в путешествиях. В то время, как за оставшиеся до конца жизни 14 лет путешествовал всего одиннадцать месяцев. В этом отношении Кирш справедливо говорит о молодом человеке, муштрой, трудностями и изоляцией лишенном детства.
Леопольд Моцарт верил что в эту развращенную эпоху Господь Бог в знак своей особой милости послал ему двух вундеркиндов, и считал, что путь к творческим достижениям лежит через неустанную работу и нравственное самосовершенствование, что, в сущности, правильно. Он неуклонно претворял в жизнь свои принципы, будучи весьма авторитарным и совсем негибким по натуре. Сын же, унаследовавший покладистый, миролюбивый, жизнерадостный и полный самой прекрасной эмпатии характер своей матушки, беспрекословно подчинялся отцу, но только до момента, когда в нем заговорил "авторитет" куда более могущественный - его гений и кровь одновременно.
Многие биографы подчеркивают, что Моцарт продолжал образование и самостоятельно, изучая при этом как старые, так и современные ему произведения. Не умаляя отцовских заслуг, нужно отметить, что он и «без систематических наставлений отца в любом случае вырос бы в музыкального гения» (Риттер), а не в вундеркинда Моцарта, этого прототипа абсолютно всех гениев. Многих современников уже поражало нечто необъяснимое в его не по возрасту зрелом мастерстве, которое могло бы непрерывно развиваться и принести материальные плоды, если б не архиепископ граф Иероним фон Коллоредо (1732—1812). Этот деспотичный, расчетливый, тщеславный, капризный, черствый и поднаторевший в интригах прелат, в 1772 году, к ужасу жителей Зальцбурга, назначенный архиепископом, бесцеремонно вмешивался во все, что касалось музыки. Как пишет тот же Баумгартнер: "К этому добавилась антипатия, которую граф Коллоредо, не скрывая, выказывал ему (Моцарту)". Как не старался старый Леопольд быть лояльным, он не мог не видеть скупость и черствость своего правителя, особенно когда дело коснулось многообещающих поездок.
Именно здесь началось роковое недопонимание, а впоследствие, расхождение между Леопольдом Моцартом и уже выросшим сыном, который ощущал ограничения в своей работе, включая и многочисленные сочинения на заказ, но всегда был в творческом отношении самодостаточным. До такой степени, что сама мысль об интригах и подобострастии ради достижения карьерных целей была органически противна его цельной, здоровой, правдивой натуре и оскорбляло его рано и ярко проявившееся чувство собственного достоинства.
Отец же, крайне озабоченный будущим сына, страдая от новых условий правления Коллоредо, не мыслил себе жизни музыканта иначе как по протекции "сильных мира сего". И его невероятно беспокоило то, что сын, по его мнению, "недостаточно помышлял о будущей славе, как того хотелось бы отцу" (Зульцбергер). Напротив, он старался не заискивать в высших кругах. Моцарт, «плохой знаток людей» (Хильдесхаймер), за всю свою жизнь так и не научившийся разбираться в людях, начал ненавидеть своего правителя, которому продолжал служить — пусть и против воли. Эту ненависть, направленную прежде всего на надменные авторитеты, он бессознательно перенес и на отца, правда, не с такой интенсивностью. Следствием явилось возрастающее отчуждение между отцом и сыном.
Очень жаль, скажете вы? Но закон жизни таков, что птенец, если он жизнеспособен, всегда вылетает из гнезда! А в случае с Вольфгангом произошло даже нечто большее: ягненок повел себя смелее льва. Так бывает в особых случаях - вмешалась Судьба.
Хотя Моцарт и задумывался над общественным устройством, каким он застал его со дня рождения, «но двигался он в нем как свободный человек и ожидал, что ему, как художнику, должны идти навстречу» (Шмид). Иероним не разглядел его гения, а запуганный отец был озабочен этой любовью своего сына к свободе.
Продолжение следует...
Спасибо, что дочитали до конца! Обсудим в комментариях?Подписывайтесь на канал, не пропускайте новые статьи и песни. Если понравилось, не забудьте поставить лайк
Популярные публикации на канале:
- "Снился мне сад в подвенечном уборе..."
- "Не растравляй моей души воспоминанием былого..." стихи Евгения Баратынского, музыка Андрея и Ольги Петровой
Подписывайтесь на канал. В нем есть и жизнь, и философия, и даже юмор с самоиронией. Интересные истории про музыкантов - мужественных людей, силой воли преодолевающих смертельные болезни и делающих увечья путем к совершенству.
Про забавного котика, вообразившего, что может осчастливить целый мир. Получится или не получится?
Серия про живопись автора и живопись вообще
И много хорошей музыки в авторском исполнении. Мир русского романса раскроется перед вами благодаря уникальному голосу Саши Сукоркина. Сейчас как раз записываем новый репертуар. Поддержите молодой канал!! Комментируйте, высказывайте, ругайте, если надо. Не оставайтесь равнодушными)) Не стесняйтесь отзываться на видео.