Как справляться со своим ребенком, который внезапно стал незнакомым вредным человеком, подхамливающим родителям под лозунгом «У меня переходный возраст», и как в этот контекст еще и мотивацию к учебе подогреть?
Во-первых, что происходит? А происходит нормальная естественная сепарация, ребёнок перестает быть ребёнком. Раннее была система взаимоотношений мать-ребёнок, а на данном этапе взрослый-взрослый. Задайте себе основной вопрос, готовы вы принять эти перемены? Отрезать пуповину психологически зависимых отношений со своей кровиночкой, принять человека равного себе?
Ответа может быть два: да, готовы и нет, не готовы. Вот если вы готовы, то продолжаем разговор. А если нет, то начинаем копить деньги на психотерапевта, сепарация будет проходить болезненно для обеих сторон. Почему?
Подросший ребёнок, если почувствует, что мама в ужасе закручивает гайки, не признает факта взросления, то сразу же начинает упираться всеми руками и ногами и грызть зубами ту самую пуповину. С этого момента и начинается подростковый кризис.
Признание взрослости ребёнка до момента бунтарства, даст вам возможность предупредить агрессию по отношению к вам.
Один из показателей психологической неготовности — это фраза «МЫ». МЫ дерзим учителям, МЫ не хотим учиться, МЫ хотим только лежать.
Во-вторых, устанавливаем чёткие границы дозволенности, не нарушаем их и не даем себя в обиду. На вас он отрабатывает стратегии возможного поведения во взрослом обществе. Прощупывает, что можно, что нельзя. И если ваша позиция неустойчива, сегодня это нельзя, а завтра можно, или мама запретила, а папа разрешил, или нельзя, но если очень хочется, то можно, даёт ребёнку повод думать, что любое поведение допустимо и любое действие может быть оправдано желанием".
Нейропсихолог Центра ментального здоровья ФГБОУ ВО "ПИМУ" Минздрава России - Ульяна Алексеевна Насонова.