Найти тему

Обратная перспектива книги Марии Карпинской «Открытая книга детства»

Автор статьи Александра Гусева (Лейфер)

Ссылка на книгу Марии Карпинской "Открытая книга детства": https://www.lilit12.ru/book.htm

Осенним вечером, расположившись за пультом звукорежиссера, я внимательно слушала каждое слово, которое, как драгоценный камень, завораживало и увлекало в другую реальность – Мария Карпинская – автор книги «Открытая книга детства», читала своё произведение у микрофона.

      Через какое-то время я стала замечать происходящие со мной метаморфозы: моё сознание стало расслаиваться и потоки мыслей потекли в разные стороны – каждый по своему маршруту. Одновременно я внимательно слушала и проживала все тонкости сюжета и размышлений Марии Карпинской, другой же своей частью, параллельно «Открытой книге детства» Марии, передо мной струились воспоминания и переживания моего собственного детства, вдруг вынырнувшие из толщи настоящего, давно забытые и не казавшиеся больше глупыми и нелепыми. Сказать точнее – находясь мысленно в путешествии по детству Марии Карпинской, я по-новому проживала своё детство, воскрешая в себе образы любимых и близких мне людей, прощая себя и прощая других, я, как мне казалось, меняла моё прошлое и его раны затягивались, и оно воскресало из мёртвых.

      Параллельно двум этим потокам пробился ещё один – поток моих душевных метаний и маяний из-за собственного несовершенства. Но в процессе слушания голоса Марии Карпинской, следуя мысленно по сюжету её книги – вместо внутренней казни себя-несовершенной, я вдруг заметила взгляд Марии из её книги внутри меня – она меня меняла изнутри, она во мне смотрела, встроившись своим потоком мысли в мой.

      Я помню себя, когда впадала в разные состояния, и Мария остро подмечала их во мне: «Ты сейчас как камень», - говорила она, - «ты застыла и не движешься» – и мне становилось стыдно, и я хотела убить в себе это состояние камня, чтобы вновь вернуться в состояние человека, периодически Мария замечала во мне состояния и растения и животного – и все эти состояния мне жутко не нравились, я воевала внутри себя, пытаясь разрушить в себе состояния камня, растения и животного, чтоб ни что не мешало мне, оторвавшись от бренной земли, полететь. Сейчас я отчетливо переживала в себе состояния камня, растения и животного, их внутренние состояния были моим ощущением, но вместо негодования, я полюбила их и приняла внутрь себя, тогда я увидела как камни, растения и животные выходят из меня и становятся моим миром.

      Книга Марии Карпинской оказалось живой! Это странно – я никогда не переживала подобных вещей, даже когда читала мистические книги Карлоса Кастанеды. Миры других книг утягивали моё сознание и мои мысли прочь от меня, они забирали меня в чужие мне миры казалось, навсегда. «Открытая книга детства» Марии Карпинской вернула меня к себе, слушая её, читая её, мой внутренний мир возвращался ко мне.

      И тут мне вспомнились уроки «перспективы» в художественном училище, я вспомнила, что существуют как минимум, две перспективы: линейная – когда центр мирозданья находиться в самой дальней точке от зрителя – в глубине картины, и обратная перспектива, которая встречается в икононической живописи и в детских рисунках – когда центром мироздания является сам зритель.

      Глядя на картины с линейной перспективой, человек становиться никчёмным донором, который с периферии вселенной картины безвозмездно отдаёт ей свои образы, мысли и ассоциации, а картина подхватывает части внутреннего мира зрителя и всасывает их в свою точку схода. Поэтому, зачастую после восторгов перед такой картиной, зритель чувствует глубокое чувственное опустошение.

      С некоторыми иконами и детскими рисунками совсем другая история: их обратная перспектива дарит зрителю радость, силу, духовно наполняет, потому что не забирает, а излучает.

      Так же и в литературе: многие высоко-искусные произведения являются ловушками человеческих мыслей, чувств, и даже судеб. Они уводят человека, выманивая его из его внутреннего мира и запирают в своих сюжетах, одевая на читателя ту или иную одежду. Такие книги – а это почти все книги, которые есть на свете, самые страшные ловушки – они крадут судьбы у людей, а значит – будущее у человечества.

      Если бы дети, которых не научили писать, стали бы сами писать книги – они писали бы их в обратной перспективе, как свои картины.

      Но я знаю одну книгу взрослого человека, которая написана в обратной перспективе – это книга Марии Карпинской «Открытая книга детства» - она собирает распылённое по чужим вселенным сознание читателя и возвращает ему. А значит, у автора – Марии Карпинской – нет эгоизма, она не забирает – она раздаёт, по-настоящему! И вы, начав читать эту книгу, это поймёте. Сколько энергии и сил творческих, как из неоткуда, вдруг появляется внутри! Сколько какой-то чистой и детской радости пробивается родником из глубины сердца и чувство обновления, и желание делиться этой радостью и своими открытиями со всем миром! Хочется восклицать: «Я живая! Я ЖИВУ! Ко мне вернулась моя ЖИЗНЬ!»

      20.10.2013 г. Впечатления и открытия по мотивам «Открытой книги детства» Марии Карпинской записала Александра Гусева (Лейфер).