К ВОПРОСУ О МУЗЫКЕ - НАШЕ ВРЕМЯ.
Я хочу порассуждать о том, кто какую музыку любит и слушает. Музыка ведь ассоциируется с какими-то событиями, воспоминаниями, переживаниями приятными или нет. Правда, бывает и так, что музыку слушают и восхищаются её из корпоративных соображений. Что это означает?
Человек с древних времён сопровождал свое существование песнями и танцами, а, значит, и музыкой. Танцы были ритуальными - мольбы к богам о даровании удачи в охоте, об обильном урожае, а ещё свадьбы и похороны.. Инструменты и музыка сама были на уровне барабанов. И не несли социального смысла. Текстов не было.
В древних Греции и Риме изобрели кифару, и Аполлон играл на ней. Опять не было резких текстов. Восхваляли олимпийских богов, подвиги воинов. И не пели серенад.
В Средние Века появились лютни, рожки, флейты, виолы, и конечно, бубны. Только вот виолы делились на народные и «аристократические». Менестрели и миннезингеры воспевали рыцарей, королей, прекрасных дам. Но народ на улицах уже начал петь всякие песенки типа частушек. И королям о них доносили, и королям они не нравились.
Дальше больше. Появились, например, кремонские скрипки, гитары, клавесины. Вот только эти инструменты были доступны только богатым людям. Нет, у простаков были скрипки, но не Страдивари или Гварнери или Амати. И песни у богатеев были про пастушек, пастушков, словом, пасторали идиллические.
Ещё дальше - ещё больше. Начали образовываться симфонические оркестры. Сочиняются симфонии, оперы, оперетты, балеты. Только вот ставятся они во всяких там академических и прочих оперных театрах. И доступ туда был возможен только состоятельным людям. Так сказать, фейс-контроль, дресс-код и, конечно, статус-аккаунт. Чуть позже стали пускать, правда, небогатых на галёрку.
Итак, оперное искусство. Пышные постановки, чистейшие голоса, роскошные костюмы и декорации. Арии, ариозо, хор. Но сюжеты - то есть, то о чём говориться в либретто - коротки до невозможности. Да и смысл - в основном - о любви на государственном ложе, борьбе за власть подлыми способами и, конечно, о несчастной неравной любви.
Однако, господам хотелось - особенно мужчинам - веселиться. И была изобретена оперетта. Ещё не совсем полуголые девушки дрыгали ногами, пели любовные дуэты герои любовники с примадоннами. Словом, сравнивая с сегодняшней попсой, то же самое, только на более скромном уровне.
А ещё для некого императорский дом, - для того, чтобы Император и Великие Князья могли лицезреть почти обнажённые - по тем временам - женские тела, - изобрели балет. Предтеча нынешней подтанцовки.
Обратимся к классической музыке. Она создавалась для высших классов. Существовали придворные композиторы, которым заказывали музыку для утончённого увеселения императоров, царей и их дворов. И многие слушали, потому что монарх слушает. Это была музыка для
И всё-таки классика дала дальнейший толчок для развития музыки.
Простой народ слушать эту музыку в театрах не мог - не приглашали - поэтому создавал свою. В кабаках, трактирах, на улицах. Что-то типа «кантри», которая в наше время стала развиваться через рок-н-ролл к хард-року. Между прочим, некоторые музыкальные критики считают Бетховена первым роковым композитором. Ещё существовал джаз и даже в России. Утёсовский джаз. Но вернёмся
Итак, началась эпоха новой, не камерной музыки. В Англии это был скиффл, а в Штатах рок-н-ролл, который перекочевал в Англию. И стало очень много всевозможных групп, которые играли в гаражах, подвалах, ангарах и которые - группы - сейчас мало кто помнит. И вот в «Каверне» появились «Битлз». Началась совершенно новая эпоха в музыке, когда от примитивного рок-н-ролла стали сочинять и ритм-блюз, и хард-рок, и хэви металл. На мой взгляд более интересными направлениями были арт-рок, симфо-рок, джаз-рок.
Это была серьёзная музыка, особенно, когда эти вроде бы уличные ребята стали играть вместе с симфоническими оркестрами. И тексты у них писались не оперные. А виртуозное владение инструментами? А блестящая работа звукоинженеров? Словом, это была не та эстрадная советская официальная музыка, которую навязывали молодёжи с ТВ экранов. Хотелось чего-то порезче, побыстрее, потяжелее. И потом, запретный плод всегда вкуснее. Тем более, что всё это - прослушивание
дисков, обмен записями, сама перезапись носили элемент партизанства, таинственности.
Появление почти каждого нового диска ожидалось с нетерпением. Затем следовала запись на плёнку - которую тоже надо было «достать» - и далее уже с этой ленты переписывали на другие ленты. На пятой или даже четвёртой записи качество звука уже просто трудно было назвать качеством. Шипение, треск, провалы, но тогда волновало то, что можно было расслышать. А ещё похвастаться перед друзьями: «А у меня вот это записано!» и объяснить, что в правой колонке треск, потому что «Джон со своей женой ломает солому перед микрофоном».А еще произносили с благоговением названия групп.
Был только один неловкий момент - никто не знал текстов. Поэтому для фантазии толкований открывался могучий простор. Кто-то гордился тем, что якобы услышал нашу родную ненормативную лексику, кто-то умудрялся почти во всём слышать про секс, а кое-кто с удовольствием смаковал услышанное «виски» или «джин».
И вот тот, кто обладал дисками становился весьма уважаемым и авторитетным человеком. Человек приобретал стереоаппаратуру и начинал незаконный промысел - так тогда это называлось - то есть переписывал пластинки на ленту. Ещё один существенный момент. Тот, кому удавалось купить японские магнитофон и вертуху, вообще имел сверх респект и уважуху. (Я употребляю нелитературную речь, потому как тогда такой был жаргон).
Словом, молодежь объединялась - как теперь говорят - по интересам.
Или ещё теперь это называется фанклубы. Моглли до драки спорить, кто, луче, чей стиль лучше, чей вокал, басист, лидер, клавиши и т. д. Кстати, как говорил Александр Градский: «Если раньше был стиль у команды, то теперь у стиля команды». Но о современной музыке чуть позже. А в те времена власть сама увеличивали стремление молодых людей к «ихней» музыке. Как? Да очень просто - запретом проклятой западной музыки. А чтобы молодёжь, - которая слушала западные голоса, - не слишком уж изголодалась по Западу, стали в Новогоднюю Ночь показывать передачу «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады». Затем появились «Дискотека», «Музыкальный ринг»». И вообще, стиль диско, появившийся в 80-е годы был как нельзя более кстати для руководства страны. Приятная, и даже прилизанная мелодия, чёткий ритм, непривычного цвета кожи люди. И при этом иностранцы же!
В конечном итоге это и привело к тому, что родился в России Рок-клуб и понеслось. «Перемен, мы ждём перемен». Казалось бы, всё даже очень неплохо. Для молодёжи. Но...эти песни заставляют думать. А это правящим товарищам надо?
Поэтому в ход снова пошла элитная эстрада. И тем более, что это даёт возможность рекламировать роскошный образ жизни, типа: «Бери от жизни всё!» А что касается самого «высокого» творчества. То на ум приходит мысль о том, что совремодные песни не столько поют, сколько пляшут. И всё это становится похожим на пионерский флэш-моб. Только тогда ходили строем, сейчас же танцуют как в синхронном плаванье или в прыжках в воду. То есть у всех одинаковые движения, прыжки и форма одинаковая. Какая идиллия для правителей!
И вот ещё. Музыку сочинять стало довольно просто: ведь под рукой компьютер. Потому, наверное, очень многие вещи похожи друг на друг. А, кроме того, стало очень модно делать так называемые ремейки с песен 70-80-х годов, причём часто не упоминая авторов. Так что - камо грядеши?