В начале XX века два исследователя, застрявшие в Гренландии, вынуждены бороться за выживание и сохранение рассудка.
В фильме "Борьба со льдом", заветном проекте звезды "Игры престолов" Николая Костера-Вальдау, зима наступает не раз и не два. Это простая, смотрибельная, довольно старомодная приключенческая история от датского режиссера Петера Флинта, основанная на исследованиях его соотечественника Эйнара Миккельсена в начале 20-го века.
Фильм "Борьба со льдом" разделяет слегка мальчишеский тон таких фильмов, как "Затерянный город Z" (2016) или "Аэронавты" (2019) - действительно, воздушный шар фигурирует в одном из самых запоминающихся кадров - и, несмотря на свою тематику, он имеет лишь мимолетное сходство с более напряженными, жесткими фильмами о выживании в замерзших пустошах, характерными для другого исландского фильма, "Затерянные во льдах" (2018). Но это не большой недостаток, и, если диалоги и небольшие выступления могут быть немного неуклюжими, "Борьба со льдом" выигрывает от великолепных пейзажей и настоящих сюрпризов в истории, которая будет незнакома тем, кто не является датчанином или помешан на исследованиях.
Действие начинается в 1909 году, когда датская экспедиция в Гренландию пытается найти карты, оставленные другими исследователями, погибшими несколькими годами ранее в попытке доказать, что северо-восточная часть острова примыкает к остальной части, а не отделена каналом. Эти доказательства были важны для датчан, поскольку означали, что вся Гренландия будет принадлежать Дании, а претензии американцев на ее часть будут недействительны.
Сначала экспедиция на корабле с запутанным названием "Алабама" терпит неудачу (на сцене происходит страшная ампутация от обморожения), но ее капитан Миккельсен (Костер-Вальдау) и молодой доброволец из команды, Ивер Иверсен (Джо Коул), предпринимают новую попытку. Миккельсен - опытный исследователь, в то время как Иверсен едва ли ступал на снег раньше, и если Миккельсен с решительным мрачным лицом относится к каждой трудности, с которой сталкивается пара, то Иверсен, похоже, воспринимает все это как забаву. Однако, несмотря на этот разрыв во взглядах, им удается работать вместе - и им это необходимо, поскольку в итоге они оказываются изолированными друг от друга почти на два года.
Таким образом, большая часть фильма превращается в двустишие Костера-Вальдау/Коула, которое смягчается эпизодическими появлениями галлюцинирующей женщины (Хейда Рид) и не совсем удачным эпизодом в коридорах власти Копенгагена, где министр правительства (Чарльз Дэнс) не желает выделять средства на спасение пары. Ощущение одиночества, которое навеяно большей частью фильма "Борьба со льдом", без необходимости рассеивается этим визитом в цивилизацию.
Тем не менее, Костер-Вальдау и Коул достаточно хорошо передают постепенные изменения в своих персонажах и их отношениях - Миккельсен становится менее лидером, Иверсен становится более зрелым, а Миккельсен, в свою очередь, больше доверяет ему - и окончательное ослабление хватки здравомыслия одного человека эффективно, хотя и немного переигрывает. Дэнс как всегда забавен, даже если он напоминает лишь эдвардианскую датскую версию всех остальных персонажей Чарльза Дэнса.
Пейзажи (в основном Исландия, немного Гренландии и совсем немного CGI) — это еще одна звезда. В сценах, где пара мчится по снегу на собачьих упряжках, чувствуется неподдельное возбуждение, а в других, где Флинт не торопится запечатлеть масштаб и пустоту пейзажа, - настоящая красота.
Фильм "Борьба со льдом" мог бы быть более жестким; есть моменты, когда лишения, связанные с исследованием, выходят на первый план (например, судьба ездовых собак не обойдена стороной), но по большей части все это кажется слишком комфортным, а огромные расстояния и длительность путешествия не доведены до конца.
Есть и неуклюжие диалоги, с довольно вынужденными информационными вбросами в самом начале, современный язык, который бросается в глаза (даже если реальные люди в любом случае не говорили бы по-английски), и ссылки на современный "Титаник", которые, кажется, вставлены, чтобы напомнить нам о дате.
Тем не менее, это хорошо поставленный, крепко снятый, временами напряженный, визуально привлекательный фильм, который никогда не идет вразнос, даже если он не полностью использует потенциал великой и малоизвестной правдивой истории.
#кино #кинообзор #кино на вечер #фильм на вечер #обзор на фильм #рецензия на фильм #netflix #фильмы netflix #биографический фильм #драма