Ранее мы разобрали 2 важных момента: 10 вопросов, которые нужно задать себе до того, как привлекать деньги в бизнес и 6 способов привлечь деньги в бизнес. Теперь давайте рассмотрим лиды.
Где искать ангелов и венчурных инвесторов? Куда обратить внимание, если вы хотите привлечь инвестиции? Итак, вот несколько маршрутов, которые могут привести вас к цели.
Первый путь - ваши наставники. Вы идете к людям, которыми восхищаетесь и напрямую спрашиваете их: "Вы знаете кого-то, кто... Поможет с тем-то и тем-то". Помните! Если вы ответили сами себе на те десять вопросов, а также обратились за советом к наставнику - вы, тем самым, будете восприниматься как более достойный кандидат. Но при условии, что ответили на те вопросы.
"Здравствуйте, дядя Саша. Вы для меня пример - вы многого добились. У меня появилась такая-то идея. Мне нужен такой-то человек. Вы не знаете никого, к кому я мог бы обратиться?"
Как правило, вам ответят: "Может, я тебе помогу?" Но, если нет, то обязательно предложат кого-то: "Да, поговори с Ваней. Давай я сперва ему позвоню. Он владеет аудиторской компанией, а ещё зарабатывает на том-то. Я ему позвоню, посмотрим, что он скажет".
"Конечно!"
Второй путь- найдите список бизнес-ангелов. Есть множество сайтов с такими списками. Попробуйте ввести в гугле "список бизнес-ангелов" и в результатах он будет. "Список венчурных инвесторов" - и вы его найдете. Эти списки в открытом доступе. Открывайте их и изучайте. Узнайте, кто из них работает в вашем городе. Найти такие списки, как правило, несложно.
Ещё один надежный способ, который, широко применяется в США. Местные университеты. Если вы закончили университет, вам будет ещё проще. Вы можете прийти туда и сказать: "Я ваш выпускник - я ищу такого-то человека. Может, вы сможете мне кого-то порекомендовать?"
"Да, конечно! Секунду".
Для этого подойдёт любой университет. "Я могу поговорить с кем-то на эту тему?"
"Да, конечно!"
А дальше всё так, как мы обсуждали. Попробуйте проверунть это со своим университетом.
И, наконец, в вашем распоряжении всегда есть LinkedIn и прочие сайты. На которых вы можете выйти на нужного человека. Итак, это лиды.
Но как наладить контакт с незнакомым бизнес-ангелом?
Итак, вы изучили список и выписали семь имён. Эти семь инвесторов идеально подходят для вашей идеи. Как установить с ними контакт? Запомните - будьте проще и не надо писать длинный имейл. Вот один из лучших и самых эффективных способов при написании имейла.
Мне очень нравится, когда имейл выглядит так: "Патрик. Я смотрел твое интервью или подкаст с тем-то и тем-то. И на 17-й минуте (тут они дают ссылку на видео) ты говорил о том-то. Это изменило моё представление о бизнесе. Я восхищаюсь тем, что ты делаешь". Почти каждый из этих ангелов или венчурных инвесторов активен в Интернете. Возможно, у них есть блог или у них кто-то брал интервью. Это несложно найти.
Это сразу привлекает внимание. "Ого, этот парень настоящий фанат! Он ценит мой контент. Он начинает письмо с комплимента". Это первое.
Второе - "я 24-хлетний выпускник Гарварда", "я 26-летний выпускник того-то", "я предприниматель и у меня есть интересная идея, о которой я хотел бы тебе рассказать", "я такого-то возраста, руководитель, предприниматель, выпускник..." Кто бы вы ни были, - "и я хочу поделиться одной идеей".
Затем, в одном, максимум двух предложениях изложите свою идею. В одном даже лучше. Более того, когда вам нужно уложить всё в одно-два предложения, ваш мозг начинает работать активнее.
"Моя идея - такая-то и такая-то". После описания идеи разместите ссылку. На вебсайт, рекламный ролик. Чтобы инвестору стало понятнее, о чем вы говорите. И, наконец, закончите письмо просьбой о встрече. "Я бы хотел пообщаться с вами 10-15 минут, чтобы подробнее описать свою идею".
"С уважение, такой-то такой-то". Готово.
С большой вероятностью на подобное письмо ответят. Но отвечают не всем. Когда я получаю такие письма, я читаю их и перехожу по ссылке. Если информации чересчур много, я не буду в неё углубляться. Если всё кратко - я просмотрю её. Однако, через минуту я могу отвлечься на какое-то важное дело и забыть о вашем письме. Но вы можете написать мне повторное письмо через неделю.
"Здравствуйте, Патрик. Это такой-то такой-то. Вы написали на этой неделе отличную статью". Опять же, упомяните что-то в таком духе. "Кстати, я хотел узнать, прочли ли вы мой прошлый имейл? Поверьте, я уважаю ваше время, но хотел напомнить о себе".
Подобные письма привлекают мое внимание и зачастую заставляют меня ответить вам. Но ни ангелы, ни венчурные инвесторы не будут отвечать на небрежно составленные письма. Поэтому, если в вашем письме нет абзацев, если оно чересчур длинное, если там много стандартных фраз, если внезапно в письме меняется фон, а то и вообще превращается в HTML-код, потому что вы писали письмо в другом приложении, а потом скопировали в браузер... Однажды мне пришло письмо от одного парня: "Дорогой Марк Кьюбан! Я очень уважаю вас как бизнесмена и восхищаюсь вами". Потом он прислал извинения: "Простите, мне так неловко. Я отправил шаблонное письмо. Я имел в виду Патрика Бет Девида"
Понятное дело, что я ему не ответил. Как и многие другие, кто понял, что он делает шаблонную рассылку. Такие письма сразу видно - это самый частый вид писем. Поэтому, убедитесь, что ваше письмо на это не похоже.
Это первый способ - отправить письмо. Но ЛУЧШИЙ способ наладить контакт с инвестором - позволить кому-то познакомить вас. Попробуйте сделать так, чтобы какой-то другой уважаемый, известный человек отправил инвестору письмо. "Привет, Джон. Это Патрик. Я тут общался с Билли и выслушал его идею. Мне кажется, тебе также стоит с ним пообщаться. Если тебе интересно, выберите день, когда вам удобно встретиться. Но в любом случае, решение остается за вами. Если вы решите встретиться, то можете общаться напрямую, без меня. Спасибо, удачного дня".
Я много раз знакомил таким образом людей. Когда меня просят свести кого-то с кем-то, я не отказываю. Как только связь налажена, наберитесь терпения..
Как вы видите, налаживание контактов с инвесторами может являться самостоятельной профессией.
Ключ к успеху в данном случае - это быть спокойно-агрессивным. Необходимо быть настойчивым, напористым, но одновременно с этим спокойным. Потому что поиск инвестора для вашего бизнеса может затянуться на полгода или год.
Все, о чем написано в этой статье, может помочь привлечь инвестиции. Но, помимо всего этого, если вы сможете создать функционирующий бизнес, бизнес-модель, докажете, что эта бизнес-модель работает и, если вы будете делать это интересно, привлекательно для людей, тогда инвесторы сами выйдут на вас. Синдикаты будут сами звонить вам и наперебой предлагать: "Я тоже хочу вложить миллион!", "Я тоже хочу вложить полмиллиона". Все захотят стать частью вашего успешного бизнеса.
В результате этого у вас будет больше влияния. У вас будет больше связей, больше полезных знакомств, больше возможностей и прочее.. Если вы полностью сосредоточитесь на создании работоспособной, масштабируемой бизнес-модели, приносящей прибыль. Это привлечет к вам людей, которые захотят инвестировать в вашу компанию.