Найти тему
Страна Детлания

Что мы знаем о целях воспитания.

Заголовок статьи звучит несколько претенциозно. Прошу меня простить за некоторую долю эпатажа. Вероятно, это вызвано стремлением привлечь внимание к самой сути вопроса.

Казалось бы, на современном этапе развития образовательной системы мы знаем о целях воспитания ВСЁ. Но так ли это в действительности? Не случайно мне бы хотелось поговорить непосредственно о воспитании. Прицельно. Хотя не затронуть образовательные моменты, разумеется, не получится.

Учителя прекрасно знают, что, составляя план грядущего урока,любого, вне зависимости от предмета, необходимо чётко обозначить цели. Причём воспитательная должна быть выделена в отдельный пункт.

Но будем откровенны: зачастую эта цель так и останется частью "бумажного" плана. Катастрофическая нехватка времени, бюрократическая машина и прочее, прочее, прочее сделают своё дело. Дорогие учителя! Вам - низкий поклон. Спасибо, что не бросаете свой пост, несмотря ни на что. Сегодняшний мой вопрос - в первую очередь к РОДИТЕЛЯМ. Есть ли у каждого из нас чётко обозначенная воспитательная цель? Хотя бы вот такая, "бумажно" сформулированная, но сознаваемая нами. Которую мы держим "в уме", когда общаемся с нашими столь любознательными, стремительно растущими детьми.

Истоки вопроса таковы: мы видим стремление многих родителей заполнить рабочий день ребёнка бесчисленными (не побоюсь этого слова) кружками, секциями. Стремление само по себе похвальное. До тех пор, пока оно не превращает жизнь семьи в хаос или в гонку с препятствиями. И в этой подчас безумной гонке вряд ли кто-то уже способен ответить на вопрос: КУДА мы все так несёмся? Иными словами, какова ЦЕЛЬ?

Согласитесь, бесцельный забег - дело неблагодарное.

Вряд ли кто-то честно формулирует цель так:

  • Хочу при встрече поразить всех друзей и знакомых обилием кружков, которые посещает мой ребёнок.

Лишь бы это не оказалось действительной подоплёкой наших трудов. Страдают в этом случае обе стороны нашего воспитательно-образовательного процесса. А вот знакомым до нас особого дела нет. Поговорили - и забыли.

Гораздо позитивнее звучит такая цель:

  • Стремлюсь раскрыть истинный потенциал ребёнка, найти те направления, в которых он по-настоящему талантлив.

Здесь не лишним будет вспомнить первую из заповедей выдающегося педагога Януша Корчака, в буквальном смысле слова не пожалевшего жизни ради детей.

Она звучит так:

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

Великолепно, на мой взгляд, сформулированная воспитательная цель появилась ещё у мыслителей Древней Греции.

  • Воспитание всесторонне, гармонически развитой личности.

Ни убывать, ни прибавить...

Пьер Огюст Ренуар "Девушки у рояля"
Пьер Огюст Ренуар "Девушки у рояля"

Только бы нам помнить о личности не на словах, а на деле. Сознавать, что в первую очередь мы, РОДИТЕЛИ, эту личность формируем. А уже только потом школа, общество и т.д. И нам держать ответ, перед собой опять же, насколько успешно мы с заявленной целью справимся.

Может ли быть гармонично развита личность, совершенно не имеющая представления о развитии духовном, нравственном, не стремящаяся к непрерывному росту в этом направлении? Или личность, для которой ПАТРИОТИЗМ - из разряда неведомых и ненужных слов? Список каждый должен продолжить сам.

Ну и напоследок народная мудрость из копилки русского фольклора:

Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому.

Не будем об этом забывать.

Любви и взаимопонимания нам и нашим детям.

#страна детлания поделки и развитие

P.S.: Уважаемые читатели! Подписывайтесь на канал. Здесь мы беседуем о хороших детских (и не только) книгах, занимаемся творчеством, готовим вместе с детьми. А подчас просто размышляем над актуальными вопросами.