Блистательный Петергоф, несомненно, является музеем под открытым небом, «мировой столицей фонтанов, воплощенный в камне, бронзе, сиянии водных струй и великолепных ландшафтах». И посетители первым делом спешат полюбоваться этой красотой и сфотографироваться на фоне знаменитых фонтанов и дворцов. Но аллеи парка примечательны не только пышными фонтанами и роскошными дворцами. В Нижнем парке много укромных уголков: и один из них можно увидеть в тени деревьев у тропинки к «Львиному каскаду» - это мемориальная скамья в память о Великой Княгине Александре Николаевне, Адини, как звали ее в семье, младшей дочери Николая I - самой нежной и романтичной, исключительной красавице и любимице отца.
Кто же такая Александра Николаевна?
В «Русском биографическом словаре» 1896 года о ней писали:
«Александра Николаевна, великая княгиня, принцесса Гессен-Кассельская, третья дочь императора Николая I и императрицы Александры Феодоровны. Редкая красота, живо напоминавшая как черты лица августейшей матери, так и покойной бабушки, прусской королевы Луизы, соединялась в великой княжне Александре Николаевне с необыкновенной даровитостью. Десяти лет она уже любила слушать Бетховенские сонаты и симфонии, а 13 исполняла классические пьесы с редким пониманием. С 12 лет во всех ее движениях и особенно в танцах начала сказываться пленительная грация, которой неизменно любовались император и императрица.
У великой княжны обнаружился замечательный голос, диапазон которого достигал трех полных октав. По совету графини Росси императрица решила развивать выдающееся вокальное дарование дочери. В качестве учителя пения к великой княжне был приглашен итальянец Солива, который после годичных занятий обратил внимание на не прекращавшийся кашель своей ученицы. Придворным докторам не понравилось такое вмешательство в их дела, и Солива был уволен...
…Великая княжна, которой уже исполнилось 18 лет, продолжала с прежней любовью заниматься пением и музыкой, а также иностранными литературами. Летом 1843 г. посетил Петергоф принц Фридрих-Вильгельм Гессенский, сын ландграфа Вильгельма… Принц провел с царской семьей в Петергофе целое лето, и ему особенно понравилась великая княжна Александра Николаевна, отвечавшая принцу взаимностью. Всем казалось, что в состоянии здоровья невесты произошла благоприятная перемена; только один доктор Мандт был противного мнения, и, к несчастью, его предсказания оправдались. 16 января 1844 г. происходило бракосочетание; молодые остались жить в Зимнем дворце...
…Вскоре после свадьбы последовало ухудшение здоровья великой княгини: чахотка быстро развивалась. Весной больную перевезли в Царское Село, а в ночь на 29 июля она преждевременно разрешилась от бремени младенцем. В тот же день не стало всеми любимой великой княгини. Погребена она в Петропавловском соборе у северной стены, недалеко от западных дверей…».
После кончины Александры Николаевны памятную скамью установили в парке «Александрия» недалеко от дворца «Коттедж». Выполнена она была в 1844-1845 годах в мастерской мраморных дел мастера А. Трискорни. Памятную скамью венчал мраморный бюст Александры Николаевны, созданный скульптором И.Витали в 1847 году.
Почему в Александрии?
Вступив на престол, император Николай I поручил шотландскому архитектору А. Менеласу построить неподалеку от парадного Петергофа «сельский домик» в духе английских загородных вилл. Он создавался для Александры Федоровны, любимой жены царя, которая не выносила помпезных парадных интерьеров, и стал личным, интимным пространством императорской семьи, ворота которого были закрыты для посторонних. Дворец «Коттедж» – главная постройка парка «Александрия» – выполнен в стиле неоготика. В 1829 году император подарил усадьбу Александре Федоровне, и в ее честь назвал поместье «Александрией».
В 1917 году бюст Великой княжны перемещен во дворец «Коттедж», он сохранился до наших дней, и сейчас экспонируется в кабинете Александры Федоровны. На скамье-памятнике установлена копия бюста из искусственного мрамора, изготовленная с оригинала И. Витали.
«Царскосельская карусель» в Арсенале.
В Александровском парке Царского Села один из залов павильона «Арсенал» украшает огромная картина О. Верне «Царскосельская карусель», написанная в 1843 году.
На этой картине изображена праздничная рыцарская карусель по случаю 25-летия свадьбы императорской четы — Николая I и Александры Фёдоровны. Справа от императрицы сидят на лошадях две младшие дочки Великие княжны: Ольга (справа) и Александра (слева). Александре Николаевне на картине 17 лет, и никто еще не знает, что ее ждет в ближайшем будущем.
Рыцарские карусели– это одновременно конные состязания с применением оружия по манекенам и пышное празднество. От всадников требовались безупречная техника выездки и умение естественно чувствовать себя в средневековых костюмах. Рыцарские карусели появились при российском императорском дворе еще при Екатерине II.
Дамы были полноценными участницами соревнований и художник изобразил не просто портрет царской семьи, а реальную сцену карусели.
Арсенал стал одним из выразительных памятников русской неоготической архитектуры XIX века. С его появлением весь архитектурно-парковый комплекс стали воспринимать как романтическую «средневековую» декорацию. В восьмиугольном Зале рыцарей размещалась лучшая часть коллекции оружия, принадлежавшая Николаю I. Для ее осмотра выдавались билеты – таким образом, Арсенал стал первым в России публичным музеем оружия; экспозицию составляли более 5 тысяч предметов. Коллекция Николая I была одной из богатейших в Европе и лучшей по восточному оружию.
В 1930-е годы памятная скамья была перенесена в Нижний парк Петергофа, к Львиному каскаду и установлена без бюста. Бюст находился в фондах музея под названием "Неизвестная женщина". Скамья сильно пострадала во время Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). При археологических раскопках 2000-х годах был найден фундамент скамьи и скамья-памятник была восстановлена.
****
Княгини милой абрис нежный…
…Вновь притаилась у холма
Средь зарослей сирени вешней
Её заветная скамья.
Как мрамор розовый мерцает -
В прожилках камня свет, игра!
Но жизни уж не предвещает
Адини кроткая душа.
Лучистые глаза фиалок
С надеждой устремлялись вдаль.
Александрины век так краток,
Так трепетна её печаль!
Т. Ротанова (отрывок).
Две декоративные вазы из зеленой яшмы (сибирской брекчии), в виде круглой неглубокой чаши, на высокой тонкой профилированной ножке и квадратном плинте, выполнены неизвестным русским мастером в 1847 году для убранства памятной скамьи.
В годы Великой Отечественной войны вазы были разбиты на куски. Останки обеих ваз найдены на территории Александрии в 1945 году, их отреставрировали и установили на скамью-памятник в 2003 году.
Каждый год памятную скамью украшают цветы: то разноцветные петунии, то нежно-розовые цветы герани, то бело-фиолетовые фиалки...
Осенью я люблю гулять по укромным уголкам Нижнего парка и обязательно спускаюсь по тропинке к этому месту, чтобы еще раз взглянуть на эту необычную и очень трогательную памятную скамью...
В отличие от большинства воссозданных сооружений Петергофа, скамья-памятник не была признана «объектом культурного наследия».
***
...Давно исчезла жизнь младая,
Страданья плоти отошли.
Но, облик светлый созидая,
Продлил мгновенье Витали...
Т. Ротанова (отрывок).
Если Вам понравилась статья - ставьте "лайк" и подписывайтесь на наш канал. Всего доброго!