В декабре 2015 года впервые в Риге прошёл небольшой рождественский базарчик в здании на улице Аристида Бриана, 9. В просторных залах первого этажа некогда роскошной виллы разместилось две дюжины небольших лоточков, предлагающих различные новые и не очень товары. Но многих пришедших сюда в эти предрождественские выходные четвёртого адвента влекли вовсе не эти безделушки, а таинственная атмосфера давно заброшенного места.
Видавшая виды парадная лестница, гулкий коридор с высоким потолком, двери в нарядных резных наличниках, величавые печи, сложенные из глазированных изразцов известной рижской фирмы «Целмс и Бэмс», расписанные под дерево потолки и лепные плафоны – всё свидетельствовало, что хозяева этой виллы жили на широкую ногу! Особенно выделялись три ныне совершенно запущенных помещения – восьмигранный вестибюль, бальный зал и столовая.
Небольшой вестибюль, в интерьере которого до сих пор доминирует высокая кафельная печь, поражает своим единственным окном-витриной, закрытым одним цельным стеклом. Воображение сразу же рисует здесь роскошный витраж, но до наших дней ничего подобного не дошло и окно кажется слепым без рамы. В просторном бальном зале сохранились интересные лепные украшения на потолке, но самое поразительное – это просторный шестигранный эркер, примыкающий к залу.
Вход в него оформлен роскошной деревянной рамой с фигурами кариатид, балюстрадой и сохранившимися жалюзи. Пол эркера выложен кафельными плитками. Скорее всего, здесь когда-то был зимний сад, а сквозь отверстия в полу в помещение подавался тёплый воздух, чтобы выставленные в саду экзотические растения чувствовали себя комфортно. Если подойти к этому месту со стороны улицы, то можно увидеть дверь, ведущую в подвал. Скорее всего, там находилась котельная.
Поражает и ныне полностью руинированная столовая – просторный зал с типичной кафельной печью. К ней примыкает просторная деревянная терраса, украшенная лепными каменными медальонами работы известного рижского скульптора Августа Фольца. Сейчас окна веранды загромождены, но когда-то это был наполненное дневным светом помещение, и обедать здесь наверняка доставляло немало удовольствия!
Вот так, неспешно прогуливаясь по обветшалым залам виллы, невольно задаёшься вопросом, а кому же всё это принадлежало? Из истории известно, что вилла на Аристида Бриана принадлежала промышленнику по фамилии Стрицкий. Он был владельцем одной из крупнейших пивоварен в царской России, и располагалась она как раз вокруг этой самой виллы. Кем же был этот человек и как ему удалось достичь такого богатства?
По архивным данным, семья Стрицких перебралась в Прибалтику из города Гданьска. Именно оттуда в конце 18 века в Ригу через Дерпт приехал купец Кристоф Стрицкий. Попробовав себя в торговле, он быстро сообразил, что это занятие не для него. В Дерпте (ныне эстонский Тарту) Кристоф получил юридическое образование и потому устроился в городской магистрат нотариусом. Кроме того, ему удалось удачно жениться на дочери рижского бюргера Росслау. В приданое он получил просторный дом на Большой Замковой улице (ныне улица Пилс), помещения которого успешно сдавал внаём.
Карьеру государственного служащего продолжил и сын Кристофа Карл Фридрих Стрицкий. По примеру отца он учился в Дерпте, а затем устроился сразу в канцелярию рижского магистрата, где быстро сделал блестящую карьеру. Он приобрёл старый дом городской Синей гвардии на улице Марсталю и часто устраивал там роскошные приёмы. За заслуги перед короной в 1870-е годы Карл Фридрих Стрицкий получил потомственное дворянство Российской Империи.
Ну и наконец, наш герой, сын Карла Фридриха Кристиан Карл Кристоф фон Стрицкий, представитель третьего поколения Стрицких в Риге. Он получил блестящее образование сначала в губернской гимназии, а затем обучался торговому ремеслу, делая упор на импортную, экспортную оптовую торговлю. Во время обучения он часто путешествовал и к середине 1860-х годов вернулся в родной город. Рига как раз находилась на пороге больших перемен и многие всерьёз подумывали об основании своего дела. Вот и Кристиан Карл стал задумываться о своём будущем.
Судьба улыбнулась ему улыбкой Анны Клары Вольфшмидт, с которой он обвенчался в 1867 году. Она была дочерью Альберта Вольфшмидта, который управлял ликёроводочным заводом. Скорее всего, именно он натолкнул Кристиана Карла заняться производством алкогольных напитков. Вскоре подвернулась и возможность, в 1868 году молодой предприниматель покупает небольшую пивоварню Шульца и Кюбера в местечке Шарлоттенталь, в районе теперешней улицы Шарлотес.
Основанное в 1854 году предприятие изначально занималось производством пива по баварскому рецепту. Продукция пользовалась популярностью и фабрика несколько раз расширялась, однако вплоть до 1868 года все работы на производстве проводили вручную. Кристиан Карл фон Стрицкий подошёл к управлению фабрикой с размахом. Уже год спустя на производстве установили современное оборудование рижской фирмы «Розенкранц» на паровой тяге. Постоянное расширение предприятия позволило Стрицкому в 1882 году выйти на экспортный рынок Российской Империи.
В 1889 году предприниматель приобретает находящуюся по соседству пивоварню Бертельс и Пюхлау и объединяет предприятия. Вплоть до 1891 года идёт непрерывное развитие территории фабрики, которая простирается от улицы Блиекю (теперь Аристида Бриана) до современной улицы Алояс. У главного входа на фабрику фон Стрицкий строит свою виллу и здание управления заводом. Проект виллы в модном в те времена стиле неоренессанс выполняет ведущий городской архитектор Карл Фелско. На его счету уже не одна вилла городского патрициата.
Двухэтажный жилой дом фабриканта имеет форму буквы «Г». На первом этаже располагались просторные парадные залы, а верхний этаж отвели под личные покои многочисленной семьи фабриканта. Богатый скульптурный декор здания был выполнен в мастерской ведущего рижского скульптора Августа Фольца. Позднее такие же скульптурные детали, скульптуры и лепные медальоны, были использованы и в других домах. В дополнение к особняку между корпусов фабрики был разбит английский сад с прудом и фонтаном.
Поскольку здание находилось в непосредственной близи от предприятия, то здесь появились те же блага цивилизации, которые фабрикант заказывал для завода. Одной из первых фабрика Стрицкого перешла на электрическое освещение и электрическую тягу. Свой современный вид фабрика приобрела к 1908 году, когда появилась вторая динамо-машина, возведена новая солодовня и электрическая сушилка. Таким образом пивоварня была одной из самых передовых в своей отрасли не только в России, но и в Европе.
Что же производил завод Стрицкого? Поначалу это было пиво, портер и другие солодовые напитки. Со временем фабрика освоила пивоварение по пильзенскому, баварскому и мюнхенскому рецептам. Особым спросом пользовалось экспортное пиво и Мартовское пиво, которое получалось при помощи низового брожения дрожжей ранней весной, обычно до 23 апреля. Продукцию фабрики продавали не только в Прибалтике. Свои представительства были у Стрицкого в Петербурге, Москве, Варшаве, Киеве, Баку, Симферополе и во Владивостоке, а его продукция экспортировалась даже в такие отдалённые уголки мира как Китай и Остиндия.
Особое место в развитии предприятия и продвижении его продукции сыграло участие в многочисленных выставках. Продукция фирмы не раз получала высшие награды на подобных мероприятиях в России и Европе. Многим рижанам запомнился павильон фабрики на юбилейной выставке 1901 года. Его оформил всё тот же скульптор Август Фольц. Он создал скульптуру легендарного короля-пивовара Гамбринуса, который встречал посетителей павильона. Точно такая же сохранилась на фасаде конкурирующей пивоварни «Вальдшлёссхен» (сегодня «Алдарис»). В рекламных целях фабрика выпустила специальные выставочные открытки, которые мигом разлетелись по Европе, рекламируя продукцию завода.
С точки зрения статистики развитие предприятия неоспоримо. Если в 1868 году фабрика занимала территорию в 2931 квадратных саженей, в год производила до 10 000 гектолитров продукции, складировалось 1500 тон продукции, и все работы выполняли вручную 25 работников, то в 1909 году ситуация выглядела уже следующим образом: территория – 11 129 квадратных саженей, объём производства миллион вёдер (120 000 гектолитров) в год, склады для 19 000 тонн продукции и более 200 рабочих, притом, что предприятие обустроено по последнему слову техники. И всё это создал один человек – Кристиан Карл Кристоф фон Стрицкий.
Кристиан Карл оказался способным учеником и расчетливым предпринимателем. Со временем он перенял у тестя управление заводом Вольфшмидта и неустанно увеличивал свои капиталы. Если в 1868 году акция его предприятия стоила 17 тысяч, то к 1909 году уже 255 тысяч рублей. Кроме того Кристиан Карл был членом многих благотворительных фондов и учреждений, технического общества, почётным членом Рижского Отделения Императорского человеколюбивого общества. За заслуги на благотворительном поприще он был награждён орденом Св. Станислава 1-й и 2-й степени, а также орденом Св. Анны 2-й степени. При всём этом он оставался прагматичным управляющим: когда в 1912 году на заводе вспыхнули забастовки, Стрицкий не пошёл у забастовщиков на поводу, требования не выполнил, а зачинщиков уволил.
Достойными продолжателями его дела стали сыновья Кристиана Карла. Старший сын Альфонс Карл стал управлять заводами вместе с отцом. Позднее к нему присоединился и младший сын Кристиана, Карл Фридрих. Один из средних сыновей, Эрих Александр, занялся заводом деда Вольфшмидта, а другой, Кристиан, решил связать свою судьбу с наукой. Он написал несколько литературоведческих и исторических статей, в том числе и о Гарлибе Меркеле и его произведении «Латыши». Увы, но его жизнь оборвалась в самом начале Первой мировой войны.
Вообще Первая мировая поставила жирную точку в истории одной из ведущих пивоварен Российской Империи. В 1914 году производство остановили, а год спустя пришлось эвакуировать и всё оборудование. Увы, но обратно оно так и не вернулось. Здания фабрики удалось сохранить от разграбления благодаря предприимчивости Альфонса Стрицкого, который решил сотрудничать с войсками Бермонда-Авалова. Поступок, конечно, не совсем честный и в 1919 году владельцам грозил арест имущества. Но его удалось избежать, ведь фабрика принадлежала Кристиану Карлу Кристофу, а он во время войны находился за границей.
В том же году Кристиан Карл подаёт прошение возобновлении концессии на производство алкогольных напитков и получает его. Увы, но здоровье всё чаще подводит старого фабриканта и в 1920 году он умирает в немецком городе Висбаден, так и не вернувшись в Ригу. Его сыновья поначалу пытаются восстановить деятельность фабрики, но в послевоенной Латвии и так слишком много пивоварен и всем места не хватает. К тому же всё оборудование завода так и не вернули. В конце концов, большую часть территории отдают по обоюдному договору пивоварне «Ильгюциемс». В помещениях виллы разместился женский интернат христианского общества. Часть помещений Стрицкие оставляют за собой.
Альфонс Карл фон Стрицкий вынужден отойти от дел, Эрих Александр продолжает управлять заводом Вольфшмидта, преобразованным теперь в акционерное общество. Карл Фридрих основывает под своим именем небольшую солодоварню в помещениях старой фабрики «Бертельс и Пюхлау». Бывшее заводоуправление, небольшой домик с башенкой и роскошным входным порталом, разделяют на квартиры. Так же в особняке какое-то время работает посольство Румынии и школа ритмики Анны Ашмане.
С началом репатриации прибалтийских немцев всё имущество Стрицких попадает в руки «Латвийского кредитного банка», а они сами переселяются в Германию. После Второй мировой войны в помещениях фабрики располагалась контора Госавтоинспекции и производственные цеха. А в здании фабрики Карла фон Стрицкого разместился завод вин и шампанского, преобразованный в 1986 году в завод безалкогольных и газированных напитков. Сегодня здесь филиал «Ригас вини».
Что интересно, роскошные ворота фабрики Стрицкого несколько раз «засветились» в кинофильмах. В фильме «За лебединой стаей облаков» о судьбе Яна Фабрициуса здесь снимали сцену у завода. И совсем недавно в многосерийном фильме «Забытый» внутренний дворик виллы превратился в двор полицейского участка.
В наше время комплекс пивоварни Стрицкого переживает настоящий ренессанс. Сначала старые фабричные корпуса стали частью «квартала Алояс». Здесь разместились магазины, кафе и различные офисы. Теперь пришло время и виллы. В последнее время здесь проходят концерты и фотосессии для модных журналов. Атмосфера запустения и остатки былой роскоши привлекают современных художников и предпринимателей. Например, огромное окно-витрина первого этажа часто служит местом различных инсталляций.
Очень хотелось бы, чтобы вилла и дальше оставалась общедоступным местом. Красивых исторических особняков в Риге много, но попасть туда и прикоснуться к истории Риги времён индустриального бума практически невозможно. Вилла Стрицкого вполне может заполнить эту нишу!