Мнение писателя Алексея Гатапова, автора исторического романа "Тэмуджин", о возможном смешении предков современных монголов и славян.
Известный в древней истории факт пришествия на рубеже II тыс. до н. э. некого белокурого народа из Европы на территорию Центральной Азии (Афанасьевская культура на Алтае и ее аналоги по западной части Монголии вплоть до верховий Хуанхэ, насельники которых известны как динлины) наводит на некоторые уточняющие вопросы.
Во-первых, к какой этнической группе из огромной европейской семьи эти люди относились?
К этому времени некогда единая индоевропейская общность уже распадалась на разные ветви – протогерманцев, протокельтов, протогреков, протославян, протоиранцев и т. д. Известно, что представители Афанасьевской культуры были потомками людей Ямной культуры, в 3600-2300 гг. до н. э. распространявшейся от Карпат до южных отрогов Урала. Однако пока это ничего не говорит об их этнической принадлежности, т. к люди Ямной культуры, по результатам современных генных исследований, позже распространились по всей Европе – став предками греков, германцев, французов, славян и многих других.
Уместен и другой вопрос: имеются ли в нас, в современных монголах, какие-либо следы от тех белокурых пришельцев из Европы в Центральную Азию?
Известно, что древние хунны, вернее, протохунны, начавшие с рубежа XII в. до н. э. освоение Центральной Азии, активно смешивались с этими самыми белокурыми динлинами. Внешний вид этих динлинов описан у Грум-Гржимайло: «рост средний, часто высокий, плотное и крепкое телосложение, продолговатое лицо, цвет кожи белый с румянцем на щеках, белокурые волосы, нос, выдающийся вперед, прямой, часто орлиный, светлые глаза»[1]. Также проводил антропологический анализ останков людей Афанасьевской культуры археолог Дебец. Он писал: «...они сходны с верхне-палеолитическими черепами Западной Европы, т. е. с кроманьонским типом...»[2] То есть это были европейцы в чистом виде. Однако остались ли в нас, современных монголах, следы смешения с теми древними пришельцами из Европы.
Поставив эти вопросы, заметим, что в лексике современных монгольского и славянского языков имеется очень много примеров близкого сходства.
Рассмотрим в произвольном порядке некоторые общие по смыслу и звучанию слова (корни слов) из русского и монгольского языков.
Абсолютное большинство схожих с монгольскими слов относятся именно к славянским языкам, и лишь ничтожный процент – к другим, например, английское air (воздух) – агаар (воздух). Возможно это английское слово в древности еще использовалось славянами, как наследство древнего праевропейского языка и лишь позже заменилось словом воздух, как производное от слова дышать.
И эти слова не относятся к тем, которые были заимствованы русскими в период Золотой Орды. Те слова хорошо известны: караул, куяк, бехтерец, таможня, телега, бурый, мерин, доха, тегеляй, малахай, богатырь, буран, тайга, булат, Сибирь, хоромы, ярлык и другие, и они никаких вопросов не вызывают, с ними все ясно. Они присутствуют только в русском языке и отсутствуют в других славянских языках: польском, чешском, сербском и т. д., и по этому признаку их легко отличить. И эти слова исключаются из нашего рассмотрения, так как не имеют отношения к данной проблеме.
Вышеприведенные сходства в славянском и монгольском языках могут указывать только на то, что в древности эти народы имели между собой плотные контакты, то есть смешивались между собой. Иначе количество слов с общими корнями в обоих языках не было бы таким многочисленным. Когда же это могло произойти между столь далекими по месту обитания народами?
Единственный случай прихода большой массы людей из Европы в Центральную Азию связан с появлением Афанасьевской культуры, насельники которой распространились по западной Монголии и получили название динлинов. Два этих факта – схожесть лексики двух разных языков и единичность случая прихода европейцев в Монголию – говорят о том, что эти пришельцы были протославяне, которые затем стали смешиваться с протомонголами, то есть с древними хуннами. Другого случая прихода европейцев в Монголию не зафиксировано ни археологией, ни писаной историей. При современном уровне исторической науки такое, что мог быть другой случай миграции европейского народа и остаться незамеченным, не попав в поле зрения исторической науки, невозможно, т. к. начиная, по крайней мере с неолита здесь все изучено, все значительные передвижения людей и появление новых культур зафиксированы. И установлено, что единственный случай в истории, когда белокурые европейцы проникли в Монголию – Афанасьевская культура, динлины.
Но из ближайшего рассмотрения вышеприведенных слов можно сделать вывод, что заимствование слов шло как из славянского языка в монгольский, так и наоборот, из монгольского в славянский.
Рассмотрим некоторые из тех слов, которые, на наш взгляд, были заимствованы протомонголами от протославян. Например, слово облако в славянском языке имеет конкретное смысловое значение – облачаться (то есть надевать); еще есть родственное ему слово оболочка, значит, оно имеет славянские корни, а его монгольский аналог уулэн не имеет никакого другого значения и является простой лексической единицей, не имеющей этимологии в монгольском языке, значит, это слово заимствовано. Другое слово ушел, в славянском языке имеет много других производных – шел, пришел, пошел, отошел, подошел, а монгольский его аналог ошоо (пошел) не имеет никаких других связей в монгольском, зато имеет синоним ябаа, а слово пришел выражается совершенно по-другому – ерээ. Видно, что это слово в монгольском языке чужое, раз не имеет никаких других выражений, но имеет равноценный синоним. Монгольский язык мог совершенно свободно обходиться и без этого слова, имея его равноценный синоним ябаа. Другое слово надежда, имеющая аналог в монгольском найдал (надежда), в славянском состоит из двух составных на и деть (положить, поставить), а в монгольском никакой этимологии не имеет. Эти и многие слова из рассматриваемого перечня имеют славянские корни.
Но есть в этом списке и такие слова, которые, наоборот, на наш взгляд, были заимствованы славянами у монголов. Например, слово щенок в славянском означает детеныша собаки и волка, а монгольское слово шоно означает волк. Невозможно такое, чтобы название детеныша животного было перенято в другом языке как название вида животного, но вполне нормально, чтобы уменьшительно-ласкательная форма названия вида животного стало названием детеныша. Поэтому уместнее предположить, что слово щенок было перенято славянами у монголов. Так же общеславянское слово усы произошло от монгольского слова усэ, которое имеет общее значение - волосы, волосяной покров. Невозможно, чтобы слово общего значения – монгольское усэ (волосяной покров), произошло от слова узкого значения, которое имеет славянское усы. Наоборот, слово меньшего значения усы, могли произойти от слова большего значения усэ (волосы)
Возникает вопрос: когда же эти монгольские слова могли быть заимствованы славянами? В истории было два случая миграции больших групп с территории Монголии в Западную Европу – нашествие хуннов и чуть позже – переселение авар (Аварский каганат). И хунны и авары сравнительно быстро растворились среди других европейских народов на территории Северного Причерноморья, Паннонии и Карпат – примерно эти же территории занимали славяне, и уместно предположить, что некоторые слова из вышеприведенного списка были переняты славянами из языков хуннов и аваров.
Таким образом, из всего вышеизложенного мы можем с достаточной долей уверенности предполагать факт взаимовлияния древнеславянского и монгольского языков задолго до Золотой орды – во времена динлинов на рубеже III и II тысячелетий до нашей эры и в хунно-аварский период в V-VII веках нашей эры.
Есть еще один косвенный след того, что предки монголов имели массовое смешение с представителями белой расы в Центральной Азии. В языческой мифологии монголов, например, у бурят, пантеон небожителей делится на две резко обособленные группы – на западных, белых небожителей с одной стороны и восточных, черных, с другой стороны. Считается, что западные боги добрые, а восточные, наоборот, злые, жестокие. Между ними идет извечная война – война между добром и злом. Можно предположить, что западные белые боги – представители белокурой расы, восточные – расы черноголовых. В результате смешения двух древних народов произошло слияние и их пантеонов, однако, окончательного смешения не произошло, боги разных народов так и остались в разных лагерях и даже продолжали свою вражду и постоянно воевали между собой.
Зато произошло полное и почти бесследное слияние двух земных народов – европейцев в лице протославян и древних монголов в лице хуннов и дунху. Объединившись, они сохранили божественный пантеон обеих сторон. Можно также предположить, что количественное соотношение тех сливавшихся древних народов было в пользу белой расы, если иметь в виду, что западных белых богов значительно больше – 55 персон высших небожителей-тэнгэри, тогда как восточных черных богов всего 44 персоны. Количество второстепенных богов, которые подчинялись высшим, также было в пользу западных – 90 персон, тогда как восточных было всего 80. Такое огромное количество богов само по себе вызывает подозрение в том, что появились они в результате сложения пантеонов разных народов – слишком их много для одного народа – а резкое разделение их на две враждебные группы усиливает это подозрение.
Археологическая наука фиксирует массовую метисацию народов на территории Монголии в 1 тысячелетии до нашей эры, после того, как с юга сюда пришли древние хунны. Те поздние хунны, которые образовали великую державу от Ордоса до Байкала, от Алтая до Хингана, уже были смешанным, метисированным народом, в котором полученные от динлинов европеоидные черты постепенно начинали стираться и снова стал преобладать центральноазиатский тип. Однако черты европеоидности, видимо, нередко проявлялись еще долгое время: например, в истории прародительницы Чингисхана – Алан-гуа упоминается светло-русый человек.
#монгольская империя, #монголы #славяне #монгольский