Найти в Дзене
LADA Sport ROSNEFT

ВАЗ-2101: идеальный вариант для автокроссменов

Появившаяся в 70-х годах первая модель Волжского автомобильного завода быстро стала невероятно успешной в автоспорте. Помимо ралли и кольцевых гонок (об использовании в которых мы рассказывали ранее) эта машина на протяжении более, чем 15 лет являлась невероятно важной для развития отечественного автокросса. Технические особенности Впервые автомобили ВАЗ-2101 вышли на старт кроссовой гонки в 1973 году. Это была «Серебряная Ладья», первый в истории СССР кросс на легковых автомобилях. Те машины имели минимальные отличия от серийных ВАЗ-2101– ещё вчера автомобиль мог использоваться как служебный в одном из подразделений завода, а сегодня принимать участие в гонке. Прямо в штатный интерьер «единички» внедрялся болтовой каркас безопасности, а вместо обычных дорожных шин на заднюю ось некоторые гонщики устанавливали вездеходные (тогда они выпускались, например, Барнаульским шинным заводом, ныне Алтайский шинный комбинат), если удавалось таковые раздобыть. В ходе первых кроссовых гонок больши

Появившаяся в 70-х годах первая модель Волжского автомобильного завода быстро стала невероятно успешной в автоспорте. Помимо ралли и кольцевых гонок (об использовании в которых мы рассказывали ранее) эта машина на протяжении более, чем 15 лет являлась невероятно важной для развития отечественного автокросса.

Технические особенности

Впервые автомобили ВАЗ-2101 вышли на старт кроссовой гонки в 1973 году. Это была «Серебряная Ладья», первый в истории СССР кросс на легковых автомобилях. Те машины имели минимальные отличия от серийных ВАЗ-2101– ещё вчера автомобиль мог использоваться как служебный в одном из подразделений завода, а сегодня принимать участие в гонке. Прямо в штатный интерьер «единички» внедрялся болтовой каркас безопасности, а вместо обычных дорожных шин на заднюю ось некоторые гонщики устанавливали вездеходные (тогда они выпускались, например, Барнаульским шинным заводом, ныне Алтайский шинный комбинат), если удавалось таковые раздобыть.

В ходе первых кроссовых гонок большинство машин приходило в весьма плачевное состояние. Таким образом, очень быстро – пожалуй, даже быстрее, чем ралли и кольцевые гонки – автокросс, с его запредельными нагрузками на подвеску, трансмиссию и кузов, продиктовал свои правила. К концу 1970-х ВАЗ-2101 и -21011, подготовленные для автокросса, были уже весьма серьёзными автомобилями. Да и сам легковой кросс развивался – так, «единички» готовились к соревнованиям по техническим требованиям двух групп – А2 и А2/1. Причем в А2/1 они входили в два класса из пятнадцати: седьмой (с двигателями ВАЗ-2101 объёмом 1300 см³) и восьмой, при установке двигателя ВАЗ-2106 объёмом 1600 см³.

-2

У машин полностью удалялся штатный интерьер, а силовая структура кузова кардинально усиливалась вваренным каркасом безопасности из стали 30ХГСА. Подвеска также подвергалась изменениям – использовались более жесткие пружины (помимо «родных», применялись пружины от универсала ВАЗ-2102 или от ВАЗ-2121 «Нива»; известны случаи экспериментов и с пружинами от «Волги») и нестандартные амортизаторы (чаще всего доработанные серийные, но иногда даже газовые Bilstein), усиленные рычаги, штанги и сайлентблоки, передний стабилизатор с увеличенным диаметром прутка, усиленный задний мост. Дорожный просвет кроссовых «Жигулей» достигал величин порядка 240-245 мм при 170 мм у стандартной машины. Система выпуска применялась свободная, а выхлоп, как правило, выводился на правый борт – так тракт получался короче и более застрахованным от ударов.

История

В те годы, когда первые «единички» сходили с конвейера в Тольятти, автокросс, как спортивная дисциплина, ещё находился в стадии формирования. Конечно, с 1951 года существовал Чемпионат СССР по кроссу, где использовались грузовики ГАЗ и ЗИЛ и внедорожники ГАЗ-69 и УАЗ-469, а кроме того, в начале 1970-х появились первые единичные экземпляры СКА Багги4. Но вот гоняться в кроссе на серийных легковушках никому в голову не приходило. До той поры, пока в 1973 году на работу в Тольятти не перебрался из Ижевска водитель-испытатель Анатолий Козырчиков – автогонщик, успевший несколькими годами ранее организовать в Ижевске ипподромную гонку на «Москвичах».

Анатолий Козырчиков: «В Тольятти я столкнулся с той же проблемой, что и в Ижевске: конец спортивного сезона, а азарт ещё кипит и в гонщиках, и в болельщиках. Идею устроить гонку поддержали Валерий Фролов и Виталий Богатырёв. Так в 1973 году появилась «Серебряная Ладья». Первую гонку я же и выиграл, вторым был Богатырёв, третьим – Ювеналий Крюков».

Руководству завода эта гонка тоже была выгодна: фактически, получился полигон для форсированных испытаний серийной продукции, ведь на старт первой «Ладьи» вышли 11 гонщиков на почти стандартных ВАЗ-2101. В 1973 году гонка проводилась буквально на опушке леса (ныне – территория профилактория «Прилесье»), невдалеке от только что появившихся первых многоэтажек Тольятти, в 1974-м – на месте ещё не построенного бассейна «Олимп», а потом переехала на новое место близ заводского объекта – КВЦ, Корпуса вспомогательных цехов ВАЗа. Едва ли трассу, проложенную среди гор земли, образовавшихся при подготовке котлована под фундамент корпуса, можно было считать полноценным автодромом, но первой в стране стационарной трассой для автокросса – вполне: до этого кросс в СССР проводился просто по пересеченной местности в лесу или поле.

Валерий Фролов: «Название этой гонке придумал водитель-испытатель УГК Николай Дисюк. Прообразом названия стала эмблема ВАЗа - серебристая ладья на красном фоне».

Год от года «Серебряная Ладья» собирала толпы зрителей, размещавшихся на холмах, столбах линий электропередач и даже крышах автобусов. Статус гонки рос, и к началу 1980-х она была включена в календари чемпионатов РСФСР и СССР по автокроссу. Кросс на легковушках начали проводить и в других городах СССР – Артемовске, Рязани, Костроме, Николаеве, Брежневе (ныне Набережные Челны), Балакове, Салавате, Запорожье, Тюмени, Бауске, Каунасе… А ВАЗ-2101, как кроссовый автомобиль, принёс радость победы огромному количеству гонщиков.

-5

Большую часть советской эпохи ВАЗ-2101 использовался в автокроссе гораздо чаще, чем прочие заднеприводные седаны Волжского автозавода – ВАЗ-2103 и -2106, ВАЗ-2105 и -2107. «Единичка» была самой массовой и доступной, а потому идеально подходящей под нужды кроссменов. Но со второй половины 1980-х и в постсоветский период на трассах всё чаще стали появляться автомобили «пятого» семейства, продержавшиеся на вазовском конвейере существенно дольше и со временем став весьма доступнее, чем прежде.

Собственно, во многом именно дешевизна, неприхотливость и надёжность этих машин позволили автокроссу на вазовской «классике» - и легковому автокроссу вообще – пережить весьма неблагоприятные для автоспорта 1990-е, продолжать существовать в 2000-е и начать очередной виток популярности 2010-е.

А Тольяттинский спортивно-технический клуб «Лада», в 2019 году отметивший своё 40-летие, продолжает каждый год собирать лучших гонщиков со всей страны на старейшую легковую гонку в России – «Серебряную Ладью».