Скандальная ГК 1520 продолжает светиться в коррупционных скандалах, а глава РЖД Олег Белозеров только рад, что такая «солидная» фирма вновь получает от госмонополии миллиарды бюджетных рублей?
Как передаёт корреспондент УтроNews, в Арбитражные суды поданы уже два заявления о банкротстве в отношении УК «Бамстроймеханизация» (УК «БСМ») – дочерней структуры ГК 1520, которая является крупным подрядчиком «РЖД».
Как следует из информации на сайте «Руспрофайла», общая сумма двух долгов, на основании которых поданы заявления о банкротстве, – едва превышает 2 млн рублей, и это обстоятельство заставляет заподозрить у этой процедуры банкротства некий подтекст. А не является ли банкротство попыткой одним махом избавиться и от долгов, и решить остальные проблемы по максимуму?.. А то и вовсе инициированным самой компанией.
Тем более, не секрет, что и у самой ГК 1520 дела обстоят не лучшим образом…
Очень странное банкротство
Судя по данным из «Руспрофайла», а также картотеки арбитражного суда, оба иска о банкротстве в отношении УК БСМ были поданы с разницей в пару недель. ООО «Востокинвест» обратилось в Арбитражный суд Москвы с иском к УК БСМ на сумму 226 тыс. руб., а РЖД заявило иск на сумму в 1,9 млн руб. в Арбитражный суд Хабаровского края. В данный момент оба дела находятся на стадии рассмотрения дополнительных документов.
Получается, дочернюю структуру ГК 1520 из-за копеечных долгов топит не только контрагент, но и сама железнодорожная монополия во главе с Олегом Белозёровым.К чему такая «прыть»?
В любом случае, очевидно, что сумма иска не настолько велика, чтобы проблема не могла быть решена в считанные дни, тем более между руководством структуры и РЖД. Это обстоятельство позволяет предполагать, что у истории с есть особый подтекст.
Компания «Бамстроймеханизация» является крупным получателем госконтрактов (в основном, от структур «РЖД») на сумму более 8 млрд. рублей. По итогам 2020 года компания получила выручку в 11 млрд. рублей, заработала свыше 200 млн рублей. И вдруг начинается выяснение отношений из-за 2 млн рублей? По Станиславскому – не верим.
Может быть, банкротство УК БСМ было кем-то задумано с целью скрыть какую-либо информацию – возможно, о госзаказах? И интерес этот может быть не кого-то иного, а главы РЖД Олега Белозерова. А после банкротства, как говорится, и концы в воду…
«Непотопляемые»
Наивно было бы полагать, что о проблемах УК БСМ не знает его учредитель – ГК 1520, которая в последнее время и без того часто упоминается в связи с коррупционными скандалами.
Согласно данным «Руспрофайла» владельцами ГК 1520 сейчас указаны Борис Ушерович и Алексей Крапивин. Ушерович вместе с Валерием Маркеловым, который также ранее был в числе учредителей ГК 1520, обвиняются в передаче взяток за покровительство скандально известному экс-полковнику МВД Дмитрию Захарченко. Поговаривают, что возможное покровительство могло выражаться в нивелировании внимания правоохранительной системы к подрядам РЖД, которые получала ГК 1520.
Тем временем журнал Forbes уже прочит основному владельцу группы 1520 Алексею Крапивину с его состоянием в $800 млн появление в своем заветном списке богатейших людей может войти в очередной список Forbes.
ГК 1520 — настоящие короли госзаказа. По крайней мере, стали таковыми по версии «Форбс» в 2018 году. К тому моменту сумма полученных от РЖД подрядов оценивалась 218,2 млрд. рублей. Эта же сумма фигурировала в информации от следствия, которое заподозрило, что деньги выводились за рубеж с помощью так называемой молдавской схемы через ряд банков.
ГК 1520, как была, так и остается крупнейшим подрядчиком РЖД. Некоторые СМИ предсказывают, что вскоре она станет частью масштабного холдинга «Нацпроектстрой», создаваемого на базе ВЭБ.РФ и структур семейства Ротенбергов.
Со страницы самой ГК 1520 в «Руспрофайле» куда-то подевалась информация о сумме полученных госконтрактов. Зато осталась другая.
В 2018-2020 гг. выручка компании выросла примерно на 65%. В 2020 году выручка ГК 1520 достигал 4 млрд рублей, а прибыль компании составила 3,5 млрд руб, увеличившись за год на 1,7 млрд руб. При этом, как писал Forbes, якобы треть выручки 1520, обеспечила московская компания «Росжелдорпроект», в число бенефициаров которой через предприятие «Ленгипротранс» входит все тот же Алексей Крапивин, стоимость долей которого в компаниях группы, с учетом дивидендов, полученных за пять лет, оценивается в 760 млн долларов.
Памяти «Ландромата»
Некоторые считают фактическим владельцем доли Крапивина в ГК 1520 Игоря Ротенберга, который, как утверждают авторы телеграм-канала Горчица, якобы помогал «решать вопросы» в Кремле после возбуждения уголовного дела в отношении бывшего владельца другого «железнодорожного» подрядчика – компании «Спецтрансстрой», экс-замглавы Минстроя Юрия Рейльяна.
«По протекции Ротенберга подряды «Спецтрансстроя» оказались переданы 1520: в частности, в 2022 году на модернизацию Восточного полигона РЖД предполагается направить 100 млрд рублей, хотя в 2021-м не удалось освоить в пять раз меньшие финансовые объемы. Часть подрядов группа получает без проведения конкурсов», — весьма уверенно утверждают авторы телеграм-канала Горчица.
В 2016 году издание «Век» описывало возможные схемы обогащения на конкурсах РЖД, высказывались предположения о работе через компании-прокладки и офшоры.
В пример приводились компании ООО «Азия-Транс», ООО «ТТК-Транс» (конечный бенефициар «Транскей Пиэлси», Великобритания), или «Транс-Логик Траст», соревновавшиеся за подряды на поставку стройматериалов и экспедиционные услуги. Сегодня же за «ТТК Транс» закреплен иной офшор с похожим названием – «Транскей Лимитед» – судя по всему, это та же офшорная фирма, что и раньше, только «в профиль».
Как пишет издание, вроде бы все было по закону, все равны. Но одни (ООО «Азия-Транс») почему-то оказывались «равнее» других. Компании эти были операторами, но в итоге распределение вышло следующим — 74% работ отдали «Азия-Транс», а тому же «Транс-Логистик-Транс» всего 4%.
Отдельно скажем о «ТТК-Транс», которая с 2016 года все также оставалась крупным подрядчиком РЖД. Правда, госконтрактов у нее «всего-ничего» — свыше 211 млн рублей, и она прекрасно работает и сегодня. По итогам 2021 года при выручке в 421 млн рублей она ушла в убыток на 187 млн рублей.
А её непосредственный учредитель, завязанное на офшор ООО «ТТК-Групп», вообще не имеет в графах одни нули и минусовую стоимость активов. То есть явно похоже на прокладку, через которую могли выводить деньги при вящем попустительстве наших железнодорожников.
Похоже, в случае с ТТК так же считают и правоохранители. В 2019 году МВД обнаружило преступное сообщество среди победителей тендеров РЖД. По этому делу был арестован гендиректор компании «ТТК-Транс» Геннадий Мальдинский. Как пишет РБК, ОПС, судя по документам, активно взаимодействовало с экс-главой Челябинской области Борисом Дубровским, который, по некоторым данным, покинул Россию после конца каденции.
А что же РЖД?
В контексте нашей истории РЖД представляется этаким распухшим от бюджетных денег монополистом, который, судя по всему, просто не успевает их освоить, тормозя, тем самым, развитие всего Дальнего Востока. При этом на поверку эффективность этого монополиста производит крайне сомнительное впечатление. Разумеется, текущие проблемы РЖД пытаются объяснить и коррупцией, которая со времен Якунина, похоже, никуда не делась и при его сменщике.
Олег Белозеров строит бизнес весьма своеобразно
Обыски по делу «молдавского ландромата» были и в РЖД, причем уже во время руководства господина Белозёрова. В середине августа 2020 года Следком обыскал офисы замгендиректора РЖД по внутреннему контролю и аудиту Анатолия Чабунина и начальника Центральной дирекции управления движением Павла Иванова. Дело касалось все тех же возможных хищений через ГК 1520, об этом писал журнал «Компания».
Сейчас об РЖД и его главе Олеге Белозерове чаще всего слышно в контексте очередного повышения тарифов или просьб денег из федерального бюджета. Например, так было в конце 2021 года, когда Белозеров попросил из федерального бюджета 6,5 трлн. руб. на дополнительную инвестпрограмму до 2020 года.
При этом что происходит в той же ГК 1520, которая продолжает получать подряды – его не интересует. Не задаёт он вопросы и по поводу возможного (фиктивного?) банкротства УК «БСМ» с контрактами на 8 млрд. рублей. Его это правда не интересует, или у него в этом есть свой интерес?
Не говоря о том, что сегодня госкорпорация под его началом не может в полном объеме исполнить государственные программы по расширению БАМа и Транссиба. Сроки затягиваются, стоимость растет. Это стало поводом для такого громкого скандала, что вмешаться пришлось даже Президенту страны Владимиру Путину.
… Так не там ли, в районе БАМа и Транссиба, следует искать истинные причины банкротства УК «Бамстроймеханизация»?..