Найти в Дзене

«Мой ребенок не понимает, что читает. Что делать?», — не паниковать и начать правильно.

Оглавление

Родители, читающие книги с детьми дошкольного возраста, делают огромный вклад в их будущее. Уже в первом классе от учеников требуют восприятие большого объёма информации. При этом знания поступают преимущественно через чтение параграфов и правил.

Видя такой большой объём информации, родители начинают переживать, когда их ребёнок в детском саду не понимает смысл прочитанного. Давайте разбираться вместе.

Из чего состоит чтение

Я разделяю его условно на два больших блока:

  • Чтение — это механический процесс;
  • Чтение — это процесс понимания.

Ребёнок может уже в четыре года бегло читать «Войну и мир», но не понимать смысл прочитанного. В этом случае всё в порядке. У него ещё нет жизненного опыта, знаний и определённой сформированности мышления, чтобы понять сюжет русской классики.

Если же ваш ребёнок, читая детскую сказку, не может понять смысл прочитанного, здесь нужно правильно расставить приоритеты. Родители и педагоги нередко сосредотачиваются на механической составляющей чтения. Мы будем делать иначе.

Читаем правильно

Чтобы текст был понятен, ребёнку нужно читать не словосочетаниями или предложениями, а смыслами. Это основа всех уроков, не только литературы:

  • Математика. Задача: есть три ящика яблок и два ящика груш, сколько ящиков всего? Дети рисуют себе примеры. Они схематично изображают ящики квадратами и складывают их.
  • Русский язык. Упражнение: подчеркните волнистой линией все прилагательные, а одной прямой подлежащие.
  • Окружающий мир: нарисуйте домашнее животное, относящееся к вашей местности.

Всю информацию дети представляют визуально, чтобы лучше её понять. Наша задача запустить этот процесс в дошкольном и младшем школьном возрасте.

О том, как научить детей читать с удовольствием и понимать смысл предложения и что делать, если ребёнок уже читает неправильно, вы узнаете на бесплатном мастер-классе «ПриклюЧТЕНИЕ для младших школьников: БЫСТРОЧТЕНИЕ, ПАМЯТЬ, ПЕРЕСКАЗ».

-2

Покажите ребёнку ценность

Когда родители начинают заниматься с дошкольниками, ещё не умеющими читать, они применяют методику «Словолодочки». На занятиях мы используем предметы — существительные, хотя многие родители настаивают, что необходимо ввести и глаголы.

Почему мы отдали предпочтение именно существительным? Для них проще составить образ. Когда вы читаете слово «кот», сразу представляете животное, возможно, именно вашего домашнего питомца. Прочитав «идти», ребёнок может вообразить как идущего человека, так и шагающего страуса или динозавра.

-3

А теперь представьте, насколько сложно ребёнку читать с пониманием целое предложение. Поэтому мы вводим всё постепенно, начинаем со слов, далее идут словосочетания, а после предложения и тексты.

Какие книги мы выбираем

Меня недавно спросили в чате, почему в списке литературы, рекомендуемой для детей, не было русских народных сказок. Ответ простой — они слишком сложные, когда ребёнок начинает читать. Представьте, вы даёте ему текст, где есть слова про «лубяную избушку». Не все взрослые знают, что это домик из коры.

Поэтому начинаем читать именно тексты такие, которые будут состоять из понятных слов. Где каждое предложение заинтересовывает узнать, что же будет дальше. Если мы возьмём предложение «Собачка Соня пришла в магазин», здесь всё понятно. Ребёнок успеет представить в воображении этот образ.

Если вы читаете детям книги самостоятельно, конечно, включайте русские народные и другие сказки.

Давайте подведём небольшой итог:

  • Начинаем с представления смысла существительного, к которому после добавляем прилагательные и глаголы;
  • Просим ребёнка самостоятельно подобрать ассоциации к словам;
  • Выбираем простые книги с понятными визуальными образами;
  • Учитываем индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Желаю каждому родителю стать проводником в мир сказок, приключений и новых знаний. Онлайн-школа «МАМА ЗНАЙКА» поможет вам на этом пути!

С любовью и заботой — Юлия Пчелинцева, эксперт по чтению онлайн-школы «Мама Знайка» 💜