Сегодня говорим о художниках, которые создают произведения искусства и предметы повседневности из глины. А помогает нам во всём разобраться мастер-керамист Марина Черномашенцева.
Разводим понятия: гончар и керамист — кто они?
Гончар — специалист по созданию глиняных изделий, работает за гончарным кругом.
Керамист работает с глинами и другими материалами, использует разные, в том числе ручные техники по созданию всевозможной утвари, украшений, плитки и так далее.
Оба мастера создают готовые предметы путём обжига глиняных заготовок.
Керамика, к слову, — это сами изделия и материалы, которые создают керамисты и гончары из глин, смесей и добавок в процессе обжига.
Где обучаются на гончара и керамиста
— На оффлайн курсах в мастерских;
— в училищах и университетах;
— подмастерьем у профессионала.
Инструменты гончара и керамиста
Гончар использует собственно круг, печь для обжига и специальные вспомогательные инструменты: струну, резцы, стеки, иглы, профили, петли и другие.
Керамист может не пользоваться кругом вообще. Помимо печки, инструментарий может быть ещё более разнообразным, но может быть и минималистичным — всё зависит от выбранного стиля.
Основные вложения для собственной мастерской
— Специальная печь для керамики: от 30 тысяч рублей (за мини-печь домашнего формата) — до 500 тысяч (за объёмное оборудование) и даже выше;
— гончарный круг (для гончара) — от 50 тысяч.
Также, в зависимости от стиля, гончару или керамисту понадобится свой арсенал вспомогательного технического и ручного оборудования. Ну и набор расходников — он тоже очень зависит от задач: глины, керамические массы, глазури, пигменты, кисточки и многое другое.
В целом, общие затраты на создание небольшой мастерской укладываются в 100-300 тысяч рублей. Цифра приблизительна и, к тому же, без учёта аренды и затрат на электричество от работы мощной печки.
Как зарабатывают гончар и керамист
Здесь три основных направления:
— продажи готового авторского продукта;
— создание изделий на заказ;
— ведение мастер-классов и курсов, индивидуальное обучение.
А вот на вопрос “сколько зарабатывает мастер в среднем?”, как оказалось, ответить почти невозможно: доход слишком индивидуальный и зависит от всех факторов сразу: от ценности готовых изделий — до раскрученности личного бренда и способа реализации продукта.
Интервью с мастером
Марина Черномашенцева (мастерская Everhood) совмещает в своих работах керамику и текстиль, создаёт предметы декора и быта, куклы, горшочки для суккулентов, при этом сохраняя в каждом изделии какой-то неуловимый стиль и особое настроение. Как такое возможно — читайте далее:
— Как ты пришла в профессию керамиста и всему научилась?
— Мое знакомство с керамикой началось около 6 лет назад с индивидуального мастер-класса по ручной лепке из глины. Позже, когда возникло желание сделать творчество делом своей жизни и источником дохода, я остановила свой выбор на керамике. Училась в основном сама по видео-урокам в интернете, читала статьи о тонкостях химических процессов на форумах. При желании можно найти любую информацию, и в сочетании с регулярной практикой придет умение.
— В твоих работах есть стиль автора, есть уникальность, и это очень ценно. Каким образом сформировался твой творческий почерк?
— Поначалу я вдохновлялась работами других авторов со всего света, пробовала повторить понравившуюся технику или форму. Не вижу ничего зазорного в копировании чужих работ для себя в процессе обучения и поиска своего стиля. Со временем возникает все больше соблазна отойти от копирования и сделать по-своему, накапливаются любимые приемы и образы, сочетание которых и можно назвать творческим почерком.
— Какими знаниями и умениями необходимо обладать в этом деле, чтобы творить хотя бы приблизительно так же прекрасно?
— Здесь, скорее, дело в том, какие черты характера помогут не бросить капризную керамику после пары треснувших тарелок. Выделю терпение, стрессоустойчивость, скрупулезность, любознательность.
— Чего больше в такой работе — полёта творчества или ремесленной технологии?
— Одно невозможно без другого. Ещё на этапе идеи нужно учитывать технические возможности материала, продумывать конструкцию будущего шедевра, адаптировать эскизы под определенные решения. Например, слишком тонкие детали могут треснуть в обжиге. Требуется подключать смекалку, чтобы исключить такие участки из скульптуры, при этом не пожертвовав изящностью композиции.
— Кратко: 3 вещи, которые обожаешь, и 3, которые не нравятся в этом деле?
— Нравится: медитативность процесса, неповторимая художественность глазурей, творческая независимость.
Не нравится: сухость кожи рук, работа в респираторе, неизбежно высокий процент брака.
— Больше работаешь на заказ или продаешь готовые изделия? Какой формат — твой?
— Раньше я брала заказы на повторы своих работ, но в моем случае это была скорее вынужденная история, связанная со страхом и нерешительностью. Это определенный риск — делать каждый раз что-то новое, не зная заранее, что в итоге получится, найдется ли покупатель. Не так давно я разрешила себе отказаться от заказов и делать то, что хочу сама. Только так я получаю удовольствие от процесса. Но я знаю многих мастеров, которые любят работать на заказ — все индивидуально.
— Какие вообще сейчас актуальны способы и площадки для реализации керамики?
— Для многих российских мастеров этот вопрос сейчас стоит особенно остро. Моей первой площадкой для продажи керамики была группа Вконтакте, и, видимо, сейчас пришло время вернуться к истокам. Также доступен маркетплейс ручной работы “Ярмарка Мастеров”. Помимо онлайн-площадок, можно выставлять свои работы на реализацию в местных магазинах с подходящей тематикой, участвовать во всевозможных ярмарках.
Подписывайтесь, будьте с нами и узнавайте об интересных профессиях:
Telegram-канал: t.me/onisfera
ВКонтакте: vk.com/onisfera
Наш сайт: onisfera.ru