XVIII век, Россия: Северный Урал и просторы Поволжья. Купец М.Ф. Гайдурицкий, успешный предприниматель, тяготиться вмешательством в свои дела матушки. И имеет своим намереньем более разбогатеть. Пускаясь от своего положения «во все тяжкие», от случайного знакомого узнает о возможности обогатиться через сиротку. Герои, обитатели тех краев, оказались впутанными в историю с поиском сокровищ, серию убийств и сокрытого таинства.
-----
В предыдущей части: На торговый обоз наших героев напали волки. Не обошлось без потерь. Возница, спасший барина от погибели, весьма плох.
-----
На дворе, словно все происходило само собой. Подбежавшие мужики отвели лошадей распрягать. Бабы кинулись к саням. В десять рук, держа овчинку, бережно понесли Антипыча в баню. Грунька, вертлявая девка, по велению старшой, притащила образа - на всякий случай (против нечистой силы). Макаровну из бани выпихнула старая повитуха. Осторожно взяв под локоток шептала тихо, напирая тучным телом:
- Ты Аннушка, касатушка иди к себе, милая. Свечку под образами зажги. Помолись Господу нашему, Пресвятой Богородице, Ангелу-хранителю да Архангелу Рафаилу. Иди деточка. Нечего тебе здесь смотреть. - Промолвила и аккурат перед носом, затворила дверь предбанника.
Бобылиха (1) пошла в свою комнатку. Зайдя в светелку, беспомощно села на сундук. Затем, обессилев, медленно сползла на пол. На коленях, задвигалась к образам, уставившись на них остекленевшими от слез глазами и неистово крестясь: «Господи! Отче Наш...». В окне из рыбьего пузыря(2), мелькнуло вездесущее, остроносое, плюгавенькое личико Чекана (3).
Мужики пошли на "чёрную кухню"(4) завтракать - барин "выписал" по - стаканчику.
Лукинична вела барина по дому, тряся головой причитала:
- Батюшки Святы, барин! Тулупчик запачкали, на плече ,вон, дырка.
Мила-ай..!
- Цыц! Пелагия где? - Рыкнул барин.
- Почивает батюшка. Вчерась из монастыря приехали с матушкой вашей и Аленушкой. Девушки в баньку сходили, чайку с пряничком откушали и почивать лягли. - Торопливо доложила Лукинична.
- Ладно. - Ответил барин.
Добавил:
- Вели сейчас же сани за Ореховским и Бубенцовым отправить - нужны. Ну иди пока. - И взял у нее фонарь.
- Батюшка, ужин стынет, в горенке накрыто. Ты уж уважь старуху, хоть медку отведай. - Тараторила ключница, хватая молчуна за локоток, принимая от барина тулуп .
Максим Фёдорович кивнул и закрыл за собой дверь в светелку. Лукинична понуро постояла минуту. Прислушалась и ушла, шаркая валенками - отдавать распоряжения.
Шла по двору, доставая кисет красный с золотой кисточкой. Остановясь, заложила табак в ноздрю, задумалась. Никак она смекнуть не могла: «Чего это барину стряпчий(5) понадобился? Ну дохтур то Антипычу нужен, понятное дело. А Ореховский ему на что? Уж не занемог ли? Завещание чё-ли писать будут?» Ключница звучно чихнула, зажмурившись и … растянулась на полу конюшни. Видно, молодая работница с пристрастием отмыла его топором, обильно полила кипятком и посыпала известкой. Это в мороз – то!
- Грунька! Подь сюды, сучье отродье. Я те все космы повыдергаю! Кто велел кипятку лить, дура! – Орала, вставая с мясистого зада ключница. Безуспешно отряхивала необъятный подол от известки.
Заслышав ее крик, девки в птичнике(6) закисли от смеха, прикрывая рты кулачками.
- Я тя найду! Вот я тя найду, навечно в красильни(7) отправлю! - Охая и хромая побрела ключница к сараям, искать бедную Груньку.
(Продолжение следует)
-----
1. Бобылиха – вдова, одинокая женщина (устар).
2. В окне из рыбьего пузыря - были у самых бедных крестьян. В то время, уже давно использовались слюдяные окна.
3. Чекан – топор (древнерусское).
4. "Чёрная кухня" - кухня с дровяной печью.
5. Стряпчий - частный поверенный и ходатай по делам.
6. Птичник - помещения для выращивание птицы.
7. Красильни - фабрики по покраске ткани. Вредный труд, красильщицы редко доживали до 50 лет.