1 февраля Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России отметило свой 10-летний юбилей. Как менялось правовое поле и какая работа проведена по совершенствованию нормативно-правового регулирования постконтроля товаров рассказывает первый заместитель начальника ГУТКПВТ ФТС России Галина Леонтьева.
В первую очередь необходимо отметить работу по положениям Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ЕАЭС), принятого в 2017 году. В нем сохранились многие положения Таможенного кодекса Таможенного союза, касающиеся таможенного контроля после выпуска товаров. Вместе с тем, можно отметить новации, например, в части пересмотра перечня форм таможенного контроля (статья 322 «Формы таможенного контроля» Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
Кроме того, в Таможенный кодекс ЕАЭС включена глава 46 «Меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля». При этом часть существовавших до этого форм таможенного контроля (устный опрос, таможенное наблюдение, проверка системы учета товаров и отчетности) отнесена к числу мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
Ряд изменений, имеющих уточняющий характер, внесен в статьи, касающиеся таможенной проверки. С учетом практики работы и возникающих проблемных вопросов ряд формулировок был уточнен и дополнен в новой редакции кодекса.
Например, установлен перечень сведений, которые должны содержаться в решении (предписании) о проведении выездной таможенной проверки и документе, оформленном по результатам выездной таможенной проверки (пункты 3 и 15 статьи 333). Это изменение в том числе было направлено на унификацию законодательств государств – членов ЕАЭС.
В пункт 3 статьи 323 «Получение объяснений» внесено дополнение, позволяющее не только вручать, но и направлять лицу уведомление в письменной форме при необходимости вызова лица для получения объяснений.
В главу 49 «Информационное и иное взаимодействие таможенных органов» имплементированы положения Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов государств – членов Таможенного союза от 21 мая 2010 года и Соглашения об организации обмена информацией для реализации аналитических и контрольных функций таможенных органов государств – членов Таможенного союза от 19 октября 2011 года. При этом доработаны отдельные положения, касающиеся взаимной административной помощи таможенных органов государств – членов ЕАЭС (например, требования к содержанию поручения о проведении таможенного контроля).
Эти поправки были существенны, поскольку с созданием ЕАЭС расширился перечень возможных вопросов для проверки в рамках выявления и пресечения схем уклонения от уплаты платежей.
Работа в этом направлении продолжается и сейчас – как в рамках поправок в кодекс, так и в рамках иных документов по сближению законодательств государств – членов ЕАЭС.
Не секрет, что в связи с отсутствием таможенного контроля при перемещении товаров в рамках трансграничной торговли и имеющимися различиями в национальном регулировании, отдельными недобросовестными участниками рынка это используется для незаконного обогащения.
Поэтому от уровня взаимодействия и от унификации нормативного регулирования напрямую зависит чистота рынка ЕАЭС. И именно поэтому большая работа ведется в этом направлении.
Таможенный кодекс ЕАЭС приобрел ряд новаций в части таможенного контроля после выпуска товаров, направленных на предупреждение уклонения проверяемого лица от проведения таможенного контроля после выпуска товаров (реализованы в статьях 136, 315, 316).
Наряду с этим ГУТКПВТ принимало участие в работе над решениями Евразийской экономической комиссии, подготовленными в связи с принятием Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Важным этапом в совершенствовании нормативно-правового регулирования таможенного контроля после выпуска товаров стало участие в подготовке Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он также содержит ряд новелл в части таможенных проверок.
Например, статьей 228 Федерального закона предусмотрено направление проверяемому лицу уведомления о проведении камеральной таможенной проверки в день начала такой проверки, определен срок ее проведения. Это существенное изменение исключило неопределенность в длительности таможенного контроля после выпуска товаров в рамках данной формы контроля, тем самым упростило бизнесу вопросы понимания проверочной нагрузки.
Также положениями статьи 235 Федерального закона проверяемое лицо наделено новыми правами, связанными с проведением таможенной проверки: право после получения акта таможенной проверки знакомиться с ее материалами и представлять в таможенный орган возражения по акту. Эти процедуры определены статьей 237.
В целях реализации норм Федерального закона № 289-ФЗ ГУТКПВТ было подготовлено более десятка проектов нормативных правовых актов. В настоящее время подготовлен ряд уточняющих поправок в Таможенный кодекс ЕАЭС в части уточнения сроков, связанных с проведением выездной таможенной проверки. Ведется работа по упорядочению правового регулирования применения формы таможенного контроля «Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений», начатой после выпуска товаров.
Частью 4 статьи 225 Федерального закона № 289-ФЗ в новой редакции 2020 года установлены случаи, когда таможенные органы вправе проводить таможенный контроль в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений после выпуска товаров. В 2021–2022 годах продолжена работа по дальнейшему урегулированию вопросов проверки, подготовлены изменения в статьи 108, 225 и 226 Федерального закона. При этом предусмотрено установление даты начала и даты завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений с учетом обстоятельств ее применения.
В целях цифровизации взаимодействия между банками, иными кредитными организациями и таможенными органами подготовлены изменения в статью 242 Федерального закона № 289-ФЗ. Это будет способствовать совершенствованию таможенного администрирования и сокращению издержек банков и иных кредитных организаций на подготовку ответов на запросы (требования) таможенных органов. Ответы будут отправляться только в электронном виде.
Упрощения внешнеторговой деятельности и планомерный рост автовыпущенных товаров требуют от постконтроля создания надежных инструментов
Большая работа проводится в рамках нормативного обеспечения работы мобильных групп. Подготовлены изменения в статью 261 Федерального закона от № 289-ФЗ, которые направлены на расширение полномочий по остановке транспортных средств не только на приграничных территориях Российской Федерации. План мероприятий по повышению эффективности деятельности мобильных групп утвержден руководителем ФТС России Владимиром Булавиным.
Подготовлен ряд других предложений в Федеральный закон № 289-ФЗ. Эти изменения направлены, в том числе, на совершенствование правового регулирования таможенного контроля после выпуска товаров. Например, предлагается внести изменения в статью 318 Федерального закона, предусматривающие возможность наложения ареста на товары вместо их изъятия.
Важно также отметить вопросы развития таможенного мониторинга и таможенного аудита. Данные перспективные проекты поименованы в Стратегии развития ФТС России до 2030 года. В 2021–2022 годах разрабатывается нормативная правовая база по внедрению новой меры, обеспечивающей проведение таможенного контроля: таможенный мониторинг, а на период с 2022 года по 2023 год запланировано проведение эксперимента, по результатам которого планируется оценить эффективность внедряемого механизма.
Что касается таможенного аудита, то в 2021 году ФТС России издан приказ «О проведении эксперимента по внедрению таможенного аудита» (с 8 ноября 2021 года по 30 апреля 2022 года). Эксперимент направлен на выработку инструментов таможенного аудита при проведении организациями оценки соответствия праву ЕАЭС и законодательству Российской Федерации о таможенном регулировании деятельности участников ВЭД на основе заключений и определения сферы применения заключений компаний-аудиторов, как дополнительного источника информации для принятия соответствующих решений.
Контроль после выпуска товаров динамично развивается в условиях происходящих изменений как в таможенном деле в частности, так и глобально в политических и геополитических процессах.
Другие интервью читайте в выпусках журнала «Таможня»: https://customs.gov.ru/press/zhurnal-tamozhnya
#фтс #фтсроссии #таможня #customs #таможенныйконтрольпослевыпуска #постконтроль #гуткпвт