Найти тему
politzia-nravov

А дети просто сидят, потупив взор…

5-е классы…Новый учебный год… Что происходит? Веду урок. Математика. Пытаюсь определить уровень детей, которые пришли из «началки». «Вспышки» справа, слева…Это резко поднятые руки, радостные выкрики с правильными ответами-догадками. Но почему так тягостно на душе? Отслеживаю ситуацию, сканирую атмосферу. Пять учеников-«вспышек» и двадцать пять - ледяное молчание, потупленные взоры, отсутствие малейшего интереса к тому, что я вещаю или спрашиваю. Это слишком много…

Система. Издержки системы. Кто-то из этих учеников отстал еще в первом классе, часть – во втором, еще часть – в третьем начала отставать от программы и т.д. А программа идет вперед. Перемалывает, не учитывает, не жалеет. Цена нынешней оценки «удовлетворительно» - это грош. И все это понимают.

Пишем входную контрольную работу – у 75 процентов учеников – «двойки». Снижаю уровень, переписываем. Тот же результат. Выясняю: у многих не усвоена программа 1-2 классов. Начинается кропотливая работа, а точнее - борьба за образование, за будущее этих детей. Да, дети не виноваты. Хотя их привыкли называть тупыми и глупыми. И они сами к этому привыкли. Ужас. Систему не интересуют обстоятельства, причины. Ее интересуют показатели. В обмен на блага. И она получает эти показатели. А что стоит за ними? А кому это интересно…

Отчеты, отчеты, отчеты… Спуститесь в класс, к детям, поговорите с ними, поспрашивайте их! Нет, никому не интересно. А потому что куда деть эти разговоры? Что потом с этим делать? Признать собственную несостоятельность? Свои ошибки? Что вы, у нас нет такой практики. И в теории тоже нет!

А нужно только взглянуть правде в глаза: да, уровень способностей очень-очень разный. И тот, кто отстал в первом классе, уже НИКОГДА (по математике уж точно) без репетиторов (или без особых подходов героических учителей) не освоит программу второго и следующих классов. И они сидят…Просто сидят, потупив глаза… Год сидят, два сидят и т.д.

Система, ау! Пожалей успешных учеников, которым душно в этом леднике, которые могли бы развиваться, но вынуждены «сидеть на программе» и в этих условиях. Пожалей тех, кто мог бы ее освоить на настоящую оценку «удовлетворительно», только в СВОЕМ ТЕМПЕ! Им нужен постоянный повтор и возвращение к пройденному, одобрение малейшей победы, организация этой самой победы! Они могут стать полноценными членами общества! Вполне! Дайте им этот шанс! Ведь на выходе мы получаем: либо не раскрывших полностью свой потенциал способных учеников, либо середнячков-исполнителей, либо апатичных, морально задавленных, не верящих в себя неудачников. Красивыми разговорами о дифференцированном подходе тут не поможешь. Система не хочет смотреть фактам в глаза. Если за контрольную у половины класса двойки – виноват учитель, и точка. Хорошо. А если у 75 процентов класса двойки в начале года – их возвращать в начальную школу? А так можно? Или иначе: тогда дифференцированный подход должен заключаться в том, чтобы отстающим от программы учащимся давать работы не за 5 класс, а за 2, 3, максимум - за 4. Но тогда это будет профанацией программы. Оценки за освоение какой программы я должна ставить?

Кроме пересмотра ступеней образования, насущными мерами контролирующих органов должны явиться: сбор правдивой информации о положении дел с освоением образовательных программ, подключение всего методического корпуса для решения конкретных, практических задач по результатам сбора информации, кроме того, контролирующие органы должны стать руководящими, то есть брать НА СЕБЯ ответственность за обстоятельство дел, а не списывать на отдельных директоров и на класс учителей все неудачи. А по большому счету, все взрослое поколение в совокупности – родители, учителя, руководство страны и т.д. и т.п. – должны действовать и мыслить стратегически, должны сойтись во мнениях по базовым точкам, касающимся воспитания подрастающего поколения. Сейчас каждый тянет одеяло на себя, спихивая ответственность на другого. Бред. Мы так не выживем. Скажете, мои мысли утопичны? А я верю! Иначе – зачем это все?

А пока… Урок. И вот уже интересом сияет еще одна пара глаз, и еще, и еще одна… Равнодушных и неверящих в себя остается все меньше. Вот оно – учительское счастье! Но душа болит. Как же им тяжело придется на следующий год. Ведь нам не дают времени, чтобы удержать этот интерес, закрепить результат, хоть сколько упрочить его. Мы зашагаем вперед с успевающими в этом темпе, «схватывающими на лету». А остальные, едва поверившие в себя…

Как все боятся правды! Нет бы честно прописать в выпускных документах: математика освоена на базовом уровне – то есть таблица умножения, умение решать такие-то задачи, владение такими-то компетенциями. Что имеем сейчас? Оценка «удовлетворительно» по программе – а на выходе ОГЭ на «2» (то есть даже уровень 7-8 класса не освоен! И это правда! Лично знаю несколько таких девятиклассников, которые даже таблицу умножения до сих пор не знают, что говорить про дроби!). Правды не надо бояться! Надо делать выводы, искать пути решения, причем совместно с учительским корпусом! Иначе про…фукаем наше образование!

А многие пишут и кричат, что уже…профукали…

Душа болит. Нет, не все потеряно! Надо только не ждать, не спать, не пессимизировать, а по мере своих сил трудиться, оставаясь честными, правдивыми… «Прав лишь горящий, презревший покой, к людям летящий яркой звездой!»

Это моя первая статья, первый крик души. Спасибо за комментарии, за ваше мнение, простите, если что не так)