Всероссийская студенческая стоматологическая олимпиада с международным участием стартует в Москве в один день со второй уже знакомой мне олимпиадой. Такого аттракциона неслыханной щедрости достоин только один стоматолог 5 курса с каждого ВУЗа. Ректору приходит официальное приглашение лучшего студента на участие в олимпиаде. Моя выпускная научная работа давно сделана и представлена на международном конгрессе в Москве, поэтому временем на подготовку к соревнованию, по мнению заведующей кафедрой, располагаю только я. Совершенно добровольно с грузом ответственности за ВУЗ, чемоданом полным предварительно сделанных заданий и тубусом с выполненным мною плакатом о родной Аlma mater я врезаюсь в первую и уже знакомую мне олимпиаду этого дня. Год назад горячая смесь спутанного сознания от стресса и актерского мастерства, поперченного хитростью, удостоила меня призового места. Сейчас договариваясь с организатором выступить в первой волне, чтоб успеть на вторую олимпиаду, я впиваюсь взглядом в документы с заданиями на столе. Шок от увиденного разгоняет кровь и всех тех, кто лезет вперед меня в очереди. Пара человек уже справились с олимпиадой и на вопрос окружающих «Что там было?», зажимают любую информацию, проходя мимо. В кабинет впускают сразу несколько участников, среди, которых мой знакомый. Через открытую дверь мои уши следуют с ним от станции к станции, вбирая все правильные ответы. Первые два задания, как в прошлом году, по завершению третьего начинаю хитрить, раскрывая пункты, которые нужно было сказать в начале, старт последнего и экзаменатора нет рядом. Обрывки выступления участников выстраиваются в уверенную композицию моего ответа и «Стоп». Адреналиновая уверенность объявляет на камеру и организатору, что начало было задержано (болтовней двух экзаменаторов), договорив, я завершаю станцию. Пару фото для отчетности и стартую на вторую олимпиаду в другом конце города.
Звонки от моего декана в левой руке, в правой - 20 минут пешком по снегу с чемоданом и тубусом, дезориентации в корпусах ВУЗа. Финиш: встреча на чаепитии с участниками, выучившими название моего города, в течение того часа, пока организаторы не могли досчитаться меня. Какой-то преподаватель самодовольно уже достал из моего клятого тубуса плакат, хотя особо одаренные студенты распечатали его на месте… Как много народу! Меня посадили в середину стола с парнями и их бурное внимание совсем некстати капает мне на мозг. Все кого-то из себя строят и как будто дружат уже миллион лет. Что я здесь делаю?
Мне достался номер участника 22, так как все нормальные номера уже разобрали до этого. С точки зрения нумерологии это число не очень и теперь оно преследует меня постоянно. Всех разделили на группы по цветам, и я теперь с желтыми, хотя я люблю розовый, но ректор сказал, что «Все мы тут нормальной ориентации». В течение следующих адских часов, пока пот сегодняшнего дня разъедает подошвы моих сапог, преподаватели объясняют суть 6 станций, которые нам предстоит пройти завтра. Я записываю каждое слово, потому что это и есть ключ к безупречному ответу, все остальные делают вид, что слушают. Наконец доза гнетущей информации влита, и нас приглашают в актовый зал для знакомства между участниками в игровой форме. Боже, Боже… «Это ведь все для Вас делается: питание, проживание, призы», с гордостью говорят организаторы. Напряженная атмосфера в группе при выполнении задания, начинает давить сильнее после моей фразы об аспирантуре, что, несомненно, способствует «сближению» участников. Все переглядываются друг с другом, из каждого ВУЗа выбрали лучшего путем конкурсного отбора и сейчас рядом со мной двое будущих победителей.
Десять часов вечера встречаю в холле общежития, ожидая заселения. Вторая полка, розетки нет рядом, шкаф уже забит, отсутствие питьевой воды. Слава Богу, соседка поменялась со мной полками и две проблемы решились автоматически. Вещи оставляю в чемодане, максимально быстро захватываю розетки, горизонтальные поверхности, пустые промежутки своими вещами. Особо организованные девушки накупили себе продуктов в магазине, и я мечтаю обменять свой единственный ЧокоПай на стакан воды. Моя наимелейшая мимика и воспитанность оставляют меня и с водой, и сладостями. Наученная в лагерях и больницах занимать очереди, я справляюсь с вечерним туалетом и вгрызаюсь в свои сегодняшние записи для подготовки к олимпиаде. Стоп. Нет ничего важнее сна для усвоения информации (физиология 2 курс).
1 этап конкурса и я замечаю колоссальное расхождение в моем письменном ответе и решением нерусского парня рядом со мной. Выглядит умным и уверенным, строчит и строчит. Просто списать у него? Ладно, тема этого этапа мне незнакома и я останусь просто при своем мнении, хотя интуиция говорит обратное.
2 этап и я провожу стоматологические манипуляции с мальчиком Васей. Меня оценивает преподаватель явно не той ориентации или особенности его поведения изрядно зашкаливают, как мне потом сказали местные студенты. «Вам повезло – домой уедете, а мы останемся здесь», удрученно промолвила рядом стоящая студентка. Меня это не удивляет. Сейчас мне нужно установить систему изоляции для полости рта пациенту, я видела это на практике у пародонтолога, но сама никогда не делала и о тонкостях не задумывалась. Главное я говорю каждый свой шаг громко и уверенно, хотя экзаменатор, отвлекаясь от процесса, начинает сыпать на меня недочетами, но тут на помощь вступает мой ассистент и подтверждает, что все было мной сказано. Господи, на каждом шагу подставы, все надо контролировать! Какой стороной установить систему? Подношу ближе к пациенту, и в лице ассистента прочитываю «Да». Фух! Именно за этот момент я получила свой диплом «Лучшая в системе изоляции у детей» на этой олимпиаде. Неужели все остальные хуже?
На 3 этапе можно выбрать: сначала удалить зуб или наложить швы. Почему я выбрала сначала удаление зуба? Потому что швы принимает стервозная преподша? Или потому что швы накладываются в конце хирургических манипуляций? Большая ошибка… Пушечным мясом оказалась я, а не голова барана, у которой я удаляла нижний коренной зуб, срощенный с соседним. Картина маслом: озверевшая студентка в розовом платьице, ее наливающееся кровью лицо и баран, которого все равно уже не спасти. У меня нет сил удалить этот зуб, нет сил удерживать щипцы, я сдаюсь… Но другие же удалили! Давай, делай до конца, пока не сказали стоп или не поменяли задание. О, да! Удалила, но только часть зуба. Такое бывает в практике, поэтому я объявляю, что меняю инструмент и приступаю к… «Достаточно, покажите удаленный зуб на камеру и переходите к следующей станции», сказал приятно ошарашенный моим энтузиазмом мужчина экзаменатор. Он подсказывал мне при выборе инструментов, хотя я максимально делала вид, что и без советов справлюсь (лисичка). Наложение швов я делала на 4 курсе и видела, как это делает пародонтолог. Но то, что придумали организаторы просто жесть: кусок курицы с разрезанной кожей положили в пластмассовый стакан, создав фантом полости рта. Ладно, это полевые условия, беру инструмент и делаю. Стервозная преподша прямо надо мной, и парализованные мышцы кистей, после отчаянного удаления зуба, не дают взять инструмент в руки. «В этом году никто не получит диплом за этот этап». Очень «ободряюще» это слышать прямо сейчас, другие плохо справились? Принцип деонтологии слыхали? Надо делать, продолжать работать даже культей вместо руки.
4 этап – препарирование зуба и пломбирование. Мне просто смешно, моя рука, удерживающая наконечник, до сих пор не разгибается, и я придерживаю ее другой рукой, выглядит это жутко. Мимо проходит преподаватель и, ухмыляясь, проставляет мне, наверное, нули в оценочный лист. Время вышло, мне нравится моя работа. «Как ни странно, очень хорошо», удивленно отметила преподаватель, проверив работу сделанную предыдущим участником, говорить об этом я ей, конечно же, не буду.
5 этап и опять про имплантаты. Слушайте, у меня нет ни малейшего понятия, как выполнять эту станцию. Где нерусский парень, которому на вид лет 30? Буду стоять рядом с ним, и повторять точь-в-точь все его действия. Интересно, организаторы уже заметили это? Он точно заметил и даже предложил помочь мне чем-нибудь, но я сработала идеально.
6 этап олимпиады это оценивание заранее подготовленного плаката о своем ВУЗе и написанной сказки для детей на определенную стоматологическую тематику. Плакат обрел весомость стихом собственного сочинения о моей Аlma mater, а сказка, наверное, была дисквалифицированна, так как не была представлена в виде анимированной презентации. Все инструкции к олимпиаде я получала лично от заведующей кафедры, и сейчас у меня нет никаких сил выжимать причину дезинформации и оплакивать свои неоценённые таланты.
Абсолютным победителем стал нерусский парень, которому на вид лет 40. А, может быть, и реально 40, разные люди нынче в университетах учатся. Мне подарили кучу подарков, но все они вывалились на грязный снег, пока я с ними, чемоданом и тубусом тащилась к метро. Вчера была интересная экскурсия по столице для всех участников, а по приезде мой ВУЗ щедро отблагодарил меня и предложил провести мастер класс по швам на курице в пластмассовом стакане. Про такую практику они услышали от меня впервые.
1 сентября 5 курса мы с одногруппниками встретили на балконе одной из поликлиник, открывающим вид на нашу прекрасную Аlma mater. Преподаватель начала занятие со слов: «Те, кто вышел на балкон, считайте вы больше не учитесь в академии!». Она требовала активности на занятии, и я выполняла это со знанием. Ответы на вопросы, которые задавались, я, к счастью, получила на летней практике, и они давались мне легко. Этот предмет объединял сразу с несколько стоматологических дисциплин и радовал меня ощущением уверенности в своих знаниях, полученных за долгое время обучения. Настал последний день цикла, скоро экзамен, и в строке моих оценок одни тройки…Я ослепла, но когда именно это произошло? Это первый преподаватель за 6 лет, который так меня оценил, да еще на выпускном курсе! Средний балл очень важен, это половина оценки за экзамен. Слава Богу, другие предметы, входившие в него, меня вытянули, и я осталась на своем уровне «отлично». Самое вкусное то, что эта женщина принимает у нас государственный экзамен, и лицо старосты после сдачи у нее ГОСов, я назвала бы просто миной.
Следующий экзамен по детской стоматологии. Кто-то списывает и умудряется даже поменять вытянутый билет, но я не пользуюсь этой возможностью, потому что полностью готова. Наученная горьким опытом, стараюсь отвечать первая. Выбор из двух преподов невелик, но я иду к той, которая мне уже ставила пятерку. Мое выступление идет спокойно и по плану, как вдруг она задает вопрос из цикла «Инфекции», относящегося к общеврачебной дисциплине. Секундное оглушение необходимое, чтобы переспросить вопрос и призвать к ответу давно невостребованные знания. В этот момент я поражаюсь сама себе и хвалю за осознанное изучение всех предметов в медицинском ВУЗе. Как же хорошо, да чтоб ты… «отлично»!
Лично для меня экзамен по челюстно-лицевой хирургии это олицетворение того, как сначала ты работаешь на зачетку, а потом она работает на тебя. В этот день я отмечала свой День Рождения. И помимо угощений от всей группы (в честь окончания цикла), я дарю личные перед тем, как приступить к выполнению практики. К моему удивлению, я совершила недочеты, которых раньше даже не замечала. Спасибо, надеюсь, на выпускном экзамене их уже не допущу. Ожидание билета, волнение, потому что материал очень тяжелый и не смог доступно отложиться в моей памяти. Я слышу свое имя и «Свободна, можешь идти». Ну, просто вишенка на торте! Гордость за себя, понимание, что Московские олимпиады сделали свое дело и в зачетке снова «отлично».
Цикл челюстно-лицевой хирургии был настоящим испытанием. В течение трех месяцев к восьми часам утра в лютый холод и переполненной маршрутке мы ездили на другой конец города в областную больницу. За последние полгода в отделении ЧЛХ умерло двое высококлассных специалистов. Нас обязали присутствовать на проводах, хотя еще недавно студенты, что только не говорили, лишь бы этот преподаватель не принимал экзамен. Другой погиб, едва окончив ординатуру. На этой кафедре мне не нравился ни один преподаватель, об адском характере одного из них я могла бы написать целую главу, но такой человек, наверное, встречается в жизни каждого. На занятиях с нами он однажды пропагандировал политику ВУЗа, смысл которой в заинтересованности «платниками», поэтому на вопрос «Ты бюджетник?» мы отвечали «Нет, я на платном». Строгость преподавателя не гарантирует освоение темы, но вносит вклад в желание сменить ВУЗ. Это была бы большая ошибка в моей жизни!
Результат экзамена на военной кафедре был предопределен условиями, которые вошли здесь в «традицию». Тот объем теории и манеру ее подачи в нормальных людях вызывает лишь суеверный ужас. Заранее присланные списки ранга каждого учащегося из деканата утверждают меня единственную на первой строчке. Одному из преподавателей приходится озвучивать мою фамилию на всю аудиторию, пока мы выполняем задания, и вот они уже запомнили, как я выгляжу. Какая-то ссора между ними, мне отдают зачетку с выведенным желчью словом «отлично».
Облегчили экзамен по ортодонтии своим увольнением две особо напряжные преподши. В нашей группе огласил свое желание учиться на ортодонта только один студент, другие, опасались, что это может усложнить сдачу. Но грамотная подача материала с учетом вопросов в билетах или вероятность списать, дают возможность каждому получить то, что заслужил. Долой перфекционизм, если в зачетке нет разницы между 95 и 100 баллами, все равно «отлично».
Наступила череда государственного экзамена и аккредитации, каждый из которых состоит из теста, практики и решения ситуационных задач. Зачем на ГОСах люди выносят мозг себе и другим, всеми способами стараясь получить наивысший балл, если тест и практика оценивается, как зачет/незачет. Скромнее надо быть, достойного ответа вполне достаточно? Хотя, дело может быть в неинформированности, ведь баллы за аккредитационный тест имеют непосредственное значение. Все мы готовились по специальным мобильным приложениям. Выучи всего четыре тысячи вопросов и сотка за тест твоя. Мне достаются два совершенно незнакомых вопроса и еще два почему-то засчитаны, как неправильные. Другим подстав досталось больше, а кто-то справился на сто процентов, потому что использовал другое приложение для учебы. Такова жизнь. Я довольна своим результатом, ведь этот балл важен тем, кто поступает в ординатуру.
После сдачи практики меня единственную удостоил рукопожатия председатель членов комиссии. На уверенное прохождение этого этапа я была натаскана еще со времен олимпиад.
Последним и одиннадцатым экзаменом в этом году был этап решения аккредитационных задач. Что только не помогает студентам выжить в этой войне за диплом! В том числе и место на экзамене рядом со своей подругой, которая выучила именно ту задачу, которая мне досталась.
И вот люди стали делиться на тех, кто окончил ВУЗ с красным дипломом и синим носом и наоборот. На тех, кто, следуя «моде», заказывает искусственные фотосессии с зубом и учебником в руке и тех, кто не сдружился с одногруппниками и не хочет иметь эти лица на память. А я, приехав летом домой, получаю СМС с чувственным ударом в сердце и располагаюсь в областной больнице с диагнозом «спонтанный пневмоторакс». Занавес.
ВЫПУСКНОЙ КУРС
12 минут
5 прочтений
30 марта 2022