Разобраться в этом меня подтолкнула экскурсия по городу Мехелен, в Бельгии.
Когда экскурсовод м начала рассказ о самой главной достопримечательности города, его Кафедральном соборе святого Румольда, его недостроенной 97-и метровой башне, она сказала, что первый карильон в Мехелене был построен в 1556 году и установлен на башне.
Поискала я глазами этот карильон –не нашла. Следующие ее слова, что самый большой колокол, по имени Сальвадор, вести 9 тонн натолкнул меня на мысль, что так, наверное, у них называется «веселая семейка разного размера колоколов», которые есть и на колокольнях наших храмов.
Колокол, металлический ударный инструмент, впервые появился в Европе в IX веке, когда венецианский дож подарил 12 колоколов византийскому императору, основателю Македонской династии Василию Макидонянину. Результатом такого подарка стало налаженное в Европе первое производство колоколов в провинции Кампания, а колокола стал у итальянцев называться «кампан».
Как считают ученые, не Европа является родиной колокола - кампана, он мог пасть туда с Индии или с Китая. Европа же начала его использовать сначала как сигнальный инструмент, устанавливая на высоких сторожевых башнях, или соборах, чтобы звон колокола было слышно издалека.
Сначала колокол звонил во времена опасности, чтобы предупредить людей о пожаре, или о нападении врага, затем его начали использовать для сбора людей на праздничные мероприятия и различные городские собрания.
Первые летописные упоминания о колоколах на Руси, относятся к XI веку, когда в 1066 году половецкий князь Всеслав захватил и сжег Новгород, а колокол снял с колокольни собора святой Софии и увез в Полокц. Интересно, кто-то еще, кроме русских, додумался наказывать колокола за призывы к мятежам? Отрывать у них языки и отсылать в ссылки?
В XI –XIII веках к колоколам стали прикреплять 4 веревки – две для рук и две для ног. Именно эта конструкция получила название «карильон», от французского слова «четыре».
В XI –XIII веках колоколов становилось все больше, колокола больше не «дефицит». На башни уже водружают несколько колоколов разных размеров, что увеличивает и звук, и длительность звучания. Дальше еще больше – стали рядом со звонарем ставить этажерку с набором маленьких колоколом – начала вырисовываться колокольная мелодия.
В 1510 году карильон соединили с клавиатурой. Принцип игры заключался в том, что по определенной клавише ударяли кулаком и прикрепленный к ней через ту же веревку колокол издавал звук. Колокола подбирались так, чтобы звук каждого соответствовал одной из 7 нот. Позднее это уже были не клавиши для рук, а педали для ног.
Вот такой инструмент, с педалями для ног и был впервые изобретен в Мехелене. А еще в Мехелене открыли предприятие для отлива колоколов и школу для учебы музыкальных исполнителей на этом механическом музыкальном инструменте.
Звучание же карильона на башне собора святого Румольда довели до такого совершенства, что послушать его звон приезжали со всех ближайших мест Франции, Бельгии, Голландии и Германии.
Карильон Мехелена составили из 37 бронзовых колоколов разных размеров и звучания. Он стал самым лучшим по звучанию карильоном в Европе.
В 1717 году город Мехелен посетил Петр I и был настолько очарован мелодией, выводимой колоколами собора, что заказал карильон из 37 колоколов для Петропавловского собора Петербурга. Именно с этого времени Россия узнала и познакомилась с этим музыкальным чудом – колокольным перезвоном.
Происхождение выражения «малиновый звон» довольно прозаично. Поскольку такое изумительное звучание колоколов появилось из города Мехелен вместе с колоколами, а наша вся знать начала, по велению Петра говорит на французском, то и название города «Мехелен» они произносили на французский манер –«Мален».
Простолюдины же, русскоязычные, немного подправив на русский манер красиво звучащий перезвон колоколов, сравнив ее с самой любимой ягодой России –малиной, стали именовать его «малиновым звоном».
Спасибо, что дочитали до конца!
Подписывайтесь на мой канал, чтобы у меня была возможность поделиться с вами красивыми, интересными местами и интересными историями.