Материал является продолжением статьи о Борисоглебском монастыре
Искусство, как зеркало страстей человеческих, отображало мир в кипении чувств и вечном движении. Так, в новеллах кинофильма А. Тарковского «Андрей Рублев» повсеместно присутствуют скачущие всадники – гонцы, воины, князья. Они же предстают на иконах в конце фильма – когда на экране внезапно возникает цвет …
Отзвуки бурных событий Смутного времени нашли отражение в изразцах Борисоглебского монастыря. В лихие годы обитель смогла выстоять в горниле вражеского нашествия.
Звонница
Великолепная «галерея» скачущих всадников украшает крыльцо монастырской звонницы. Специалисты датируют эти изразцы 90-ми годами 17-го века.
Если присмотреться повнимательней, среди изображений различаются как русские воины, так и рыцари в европейских одеждах.
Так, в верховых лучниках угадываются стрельцы в кафтанах, отделанных характерными шнурами. Их головные уборы с меховыми оторочками похожи на стрелецкие шапки.
Всадник в кафтане из белого сукна напоминает воина элитного 2-го стрелецкого полка воеводы Ивана Полтева – народе их звали «белокафтанниками».
А тот, что в желтом кафтане, смахивает на служивого 6-го стрелецкого полка воеводы Никифора Колобова.
И тут же рядом, на соседних изразцах, красуются иноземные рыцари в развевающихся плащах и шлемах со страусовыми перьями.
Очень выразителен рыцарь, изображенный в ракурсе, напоминающем конную статую кондотьера Франческо Сфорца работы Леонардо да Винчи.
Среди керамических «парсун» нашлось место диковинному павлину и «райской птичке».
Мажорные ноты вносят в изразцовую галерею сюжеты «Процветшее древо жизни».
Яркими красками привлекают цветочные орнаменты и розетки.
Церковь Благовещения
Крыльцо Благовещенской церкви украшают монохромные муравленые изразцы. Сюжеты их не менее примечательны
Штурм города / Птица Сирин
Лев и Единорог / Самсон, раздирающий пасть льва
Конный шляхтич с сабелькой
Растительные орнаменты
Полихромные изразцы церкви Благовещения
Галерея Сретенской церкви
Оригинальны узоры изразцов, украшающих галерею Сретенской церкви. Видеть такие орнаменты раньше не приходилось.
Даже пожалел, что не взял с собой тяжелый телеобъектив. При съемке обычной камерой снимки получились мелковатыми
Добавлю, что в день визита я был единственным посетителем обители. Всё можно было рассмотреть без спешки и суеты – и памятники, и келью Иринарха, и изразцы.
В завершение немного посидел на скамейке у древнего собора. Куранты на звоннице исправно отбивали часы и четверти. Под впечатлением вспомнились стихи И. Бродского:
Но что ж, лишь я один глаза открыл?
А всадники своих коней седлают …