Найти тему
Бытовой Дэт Метал

ATHEIST

Метал музыку принято считать ограниченной определенными штампами. И какая-то доля правды в этом есть - в мире существуют тысячи команд, которые пользуются наработками более успешных коллег, не стремясь привнести нечто новое. Зачастую, многие из музыкантов, освоив свой инструмент на базовом уровне, вполне довольствуются этим. Это, конечно, не означает, что не самые виртуозные музыканты, создающие вторичную музыку, не в состоянии создать очень неплохой материал. Совсем нет. Но очень обидно бывает, когда потрясающие музыканты, с нестандартным мышлением, не получают всеобщего признания, довольствуясь фанатичной преданностью узкого круга поклонников. К числу таких, в какой-то степени недопонятых массовым слушателем, относится группа ATHEIST...

Будущий гитарист и вокалист ATHEIST Келли Шафер родился в Огайо, где и жил обычной жизнью подростка, пока в возрасте 9 лет вместе с родителями не переехал во Флориду, в город Сарасота. Надо сказать, что с раннего детства Келли интересовался разными видами искусства - и музыкой, и литературой, и рисованием. Но и именно в старших классах школы он серьезно увлекся гитарой (скажем спасибо бойфренду его сестры, показавшему Келли первые аккорды), пытаясь играть песни своих любимых в то время групп - JUDAS PRIEST, RUSH, затем - IRON MAIDEN, MERCYFUL FATE, которых вскоре сменили METALLICA, SLAYER, DARK ANGEL... Впрочем, у Келли всегда был достаточно разнообразный вкус, и он с равным удовольствием слушал джаз и даже симфоническую музыку.

Вскоре он знакомится с такими же увлеченными парнями, с которыми создает свою первую группу под названием OBLIVION. Это был 1984 год, в Штатах нарастало трэшевое движение, и юная группа играла кавер-версии SLAYER, METALLICA, ANTHRAX, и даже пыталась писать собственные песни. Однако не все из участников группы имели достаточно энтузиазма, поэтому неизбежные изменения в составе привели в группу барабанщика Стива Флинна .

Стив открыл для себя heavy metal в возрасте 12 лет, и рос практически на тех же группах, что и Келли - RUSH, IRON MAIDEN... Общие музыкальные вкусы сплотили Келли и Стива, и, будучи парнями целеустремленными, они решают со всей серьезностью подойти к карьере музыкантов. Название решили изменить на R.A.V.A.G.E. (Raging Atheists Vowing a Gory End).

Состав кроме Келли, играющего на гитаре и ответственного за барабаны Стива, включал, кроме часто меняющихся музыкантов, чьи имена никому ничего не скажут, и свободного вокалиста по прозвищу Скрэппи. Самой слабой позицией было место басиста, но вскоре из группы AGGRESSOR удалось заманить некоего Роджера Паттерсона. Впрочем, Келли давно знал Роджера, так как будучи совсем мальчишками, они вместе подрабатывали продавая газеты, а затем учились в соседних школах. А однажды Роджер вместе со своим братом-близнецом пришел на концерт R.A.V.A.G.E., которые тогда играли вообще без басиста, и предложил свои услуги...

Роджер был не только очень техничным басистом, но и неплохо сочинял, а кроме того, на концертах он давал довольно мощное шоу. Это неудивительно, ведь его кумиром был Джин Симмонс из KISS. Кстати, впоследствии это cыграло с группой плохую шутку. Как настоящий фанат, Роджер носил атрибутику любимой группы, в том число на его куртке были вышиты две последние буквы названия KISS. Однажды это вызвало громкий скандал, причем позже остальные участники группы утверждали, что для самого Роджера было большим откровением узнать, что двойное своеобразное начертание двух букв "S" не является собственной идеей группы KISS... Что ж, издержки американского образования...

Но вернемся к R.A.V.A.G.E… Группа вплотную занялась написанием собственного материала, который получался несколько странным... Стив как раз посещал джазовую школу, и все приобретенные там навыки внедрял в музыку R.A.V.A.G.E. Такой подход был с энтузиазмом воспринят Келли и Роджером, чего не скажешь о Скрэппи - тот хотел петь мелодично, но в этих песнях это было невозможно... Ему пришлось уйти, передав микрофон Келли.

Оставшись втроем, группа с удвоенной энергией приступила к работе. Группа не только готовила свой материал, но и старалась как можно чаще демонстрировать его слушателям - концерты проходили вместе с другими локальными флоридскими командами вроде NASTY SAVAGE.

Но команде необходимо было выйти за пределы родной Флориды, а для этого нужна была запись. Насобирав необходимую сумму, R.A.V.A.G.E. отправляются в августе 1985 года в расположенную в соседней Тампе студию "Progressive". Имеющейся наличности хватило на запись лишь одной песни "Kill Or Be Killed". Конечно, этого было недостаточно для серьезного представления группы, поэтому было добавлено четыре песни, записанных группой "вживую" на одной из репетиций. Полученное демо была названо "Rotting In Hell", а дальше - дело техники. Точнее - тейп-трейдеров, благодаря которым кассета разошлась по мировому андерграунду, сделав группе имя.

Но играть втроем такую сложную музыку было непросто, тем более, что Келли приходилось не только играть на гитаре, но и петь. После многочисленных проб, в ноябре 1986 года в составе появляется второй гитарист Марк Шварцберг, а уже через месяц команда записывает в студии три песни, объединенных общим названием "On The Slay". Это демо получает очень хорошую отклик, и не только в андеграундных журналах, но и например в таком авторитетном английском издании как Kerrang!. Запись произвела серьезное впечатление на известного металлического журналиста и специалиста по андерграунду по имени Боривой Кргин, который не только помогает группе попасть на сборник "Raging Death" (Подбором групп занимался сам Боривой вместе с Марти Игером, и даже создал для этой цели лейбл Godly Records. Эта компиляция дала старт таким командам, например как SADUS и OBITUARY, которые тогда значились еще как XECUTIONER.), но и фактически становится их менеджером. Вскоре группу покидает Марк Шварцберг, и R.A.V.A.G.E. опять становятся трио. После выхода "Raging Death", группа становится достататочно известным коллективом, и нарывается на первые неприятности. Выяснилось, что в Иллинойсе существует еще один R.A.V.A.G.E., играющий хард-н-хэви, который от своего имени за просто так отказываться но собирается. Не особо мудрствуя, название решили поменять на ATHEIST, и уже под новым названием записывается очередное демо - "Hell Hath No Mercy". Надо сказать, что группа оказалась не очень довольна полученным результатом, поэтому самостоятельно данное демо не распространяли, но благодаря усилиям тейп-трейдеров кассета разошлась достаточно хорошо.

-2

Опять ATHEIST задумались о позиции второго гитариста, и на этот раз вакансию занял не кто иной, как Рэнд Барки, до этого руливший звук на концертах ATHEIST. Надо сказать, что за пульт он попал не просто так. Еще до прихода в группу Паттерсона, Рэнди некоторое время уже играл с Келли и Стивом, правда недолго. Затем он на год уехал в Калифорнию -по его собственному признанию "становиться рок-звездой", а по возвращению подвязался помогать своим бывшим коллегам со звуком на концертах. У Рэнда была одна особенность - он был левшой, соответственно играл на другую сторону (кстати, как и Келли - благодаря этому группа смотрелась весьма необычно на сцене). Более того, Рэнд даже не переставлял струны, и они были расположены как 6ы вверх ногами, что оказывало влияние на технику игры, и придавало достаточно оригинальное звучание.

Рэнд вошел в состав группы в самом начале 1988 года, а уже в апреле группа отправляется в набирающую обороты студию Morrisound, где записывает свое очередное демо "Beyond". Эти пять песен были очень высоко оценены не только специализированной прессой, но и фэнами, которые признали группу лучшей из числа не имеющих контракта коллективов в журнале Metal Forces! Подписание контракта стало лишь вопросом времени, и здесь Боривой Кргин, на тот момент работавший на лэйбле Mean Machine Records, без лишних усилий подписывает группу на эту фирму. Уже в ноябре 1988 года группа в Morrisound вместе со Скоттом Бернсом приступает к записи своего дебютного альбома "Piece Of Time". Не успев дождаться окончания записи лейбл становится банкротом. Впрочем, репутация ATHEIST на тот момент была столь высока, что за группой выстроилась очередь фирм грамзаписи, желающих заполучить такой коллектив, в том числе Roadracer и Active Records. После долгих раздумий музыканты отдали предпочтение базирующейся в Англии Active Records. Однако дальнейшие события показали, что это было ошибочное решение. Альбом был издан в Европе в начале 1990 года (и в первую же неделю продался в количестве 15 тысяч штук!), и лишь более чем через полгода в Штатах по лицензии был реализован фирмой Metal Blade. А ведь в это время в Штатах, а особенно во Флориде, был настоящий бум death metal. Десятки, а то и сотни групп пытались прорваться на ведущие позиции, такие группы как DЕАТН, ОBITUARY, МОRBID ANGEL, DEICIDEсобирали на свои концерты толпы поклонников экстремальной музыки, которые потом покупали их пластинки. А диск ATHEISTбыл недоступен... И это при том, что в сентябре 1990 года ATHEIST были хэдлайнерами шоу Tampa Bay Metal Awards!. Спустя три недели группа опять возглавила фестиваль Dау Of Death, в котором участвовало 25 групп, в том числе HELLWITCH, OBLIVEON, CYNIC, IMMOLATION, REVENANT... В августе группа записала все в той же Morrisound шесть трэков, которые должны были стать бонусными на следующем альбоме, но по неизвестным причинам тогда этого не произошло.

И еще одна неприятная история, которая подтверждает с одной стороны тогдашнюю репутацию ATHEIST, а с другой - ныне покойного лидера DEATH Чака Шульдинера. Как известно, Чак всегда был парнем очень амбициозным, настоящим фанатиком музыки в целом и своей группы в частности. И иногда этот фанатизм приводил его к не совсем, скажем так порядочным шагам. Однажды, после одного из концертов ATHEIST, на котором по каким-то причинам отсутствовал менеджер группы Боривой Кргин, ему позвонил Чак. А надо сказать, что одно время Чак и Боривой жили по соседству, достаточно тесно общались и, можно сказать, дружили. Так вот, Чак позвонил Боривою, и расписал, что, дескать, на вчерашнем концерте ATHEIST выглядели отвратительно, звучали ужасно и лажали. Публика плевалась и уходила из зала. Келли же нарисовал Боривою абсолютно противоположную картину. Кто знает, кто из них кривил душой, но отношения между Чаком и Келли, а соответственно между обеими группами на долгое время были испорчены, и они использовали любую возможность в прессе, чтобы наговорить гадостей друг про друга. Впрочем, спустя несколько лет страсти поутихли, но осадок остался...

В декабре группа впервые появилась в Европе, отыграв один концерт в Норвегии и два в Швеции, вместе с коллегами по лейблу CANDLEMASS. А уже через месяц, в январе 1991 года вместе с теми же CANDLEMASS группа отправляется в тур по Штатам в роли хэдлайнера. 28 концертов пролетели как один день, и можно было 6ы назвать это турне большим успехом для ATHEIST, если бы не одно "но"... Возвращаясь из Калифорнии, где состоялся последний концерт тура, 12 февраля 1991 года, в Луизиане, группа попадает в автокатастрофу, в которой погибает Роджер Паттерсон...

Предоставим слово Келли: "Смерть Роджера была чем-то, чего мы не могли долго осознать. Роджер сделал то, что хотел сделать. Хотел записать альбом и поехать в настоящие гастроли. И именно тогда, когда его мечты сбылись, через два дня такой удар!"

Замену Роджеру было найти очень непросто, ведь тот был не просто виртуозным музыкантом, но и композитором, во многом формировавшем своеобразное музыкальное направление ATHEIST. Человек, который должен был 6ы его заменить, должен иметь не менее оригинальное музыкальное мышление, естественно, помноженное на очень уверенное владение бас-гитарой. Первым, кто сделал попытку заменить Роджера стал Дуг Кизер из не менее навороченной, чем собственно ATHEIST, прогрессив-трэшевой команды WATCHTOWER. Но после нескольких совместных репетиций Дуг отказался продолжать совместную деятельность, мотивировав свой отказ тем, что это не его музыкальное направление. И все-таки замена нашлась. Еще в 1990 году ATHEIST отыграл несколько концертов с группой CYNIC, которая двигалась в сходном направлении - то есть играла очень сложную музыку, основанную на безукоризненном владении инструментами. В составе этого коллектива должность басиста занимал Тони Чой. Именно его Келли и пригласил занять вакантное место басиста в ATHEIST. Однако Тони не захотел оставлять свою основную группу. Таким образом его статус в ATHEISTзначился, как сессионный. В последствии, Тони был также сессионным музыкантом в голландском PESTILENCE и американском DЕАТН. Как 6ы там ни было, именно с Тони группа отправилась к Скотту Бернсу в Morrisound, записывать свой второй альбом "Unquestionable Presence".

Альбом получился не менее навороченным, чем дебют. Кажется, ATHEIST решили доказать всему миру, что у человека нет никаких ограничений в степени владения музыкальными инструментами, а музыкальная фантазия может граничить с шизофренией! Келли прокомментировал так: "Piece Of Time" был более быстрым и энергичным. На втором альбоме мы больше уделили внимания гармонии, более понятной для ушей - например, если гитарные партии дублировались, то вторая гитара играла в октаву, или что-то в этом роде. Это помогло музыке стать более мелодичной, но не в отрицательном смысле. "Unquestionable Presence" - это более интенсивный альбом, еще более интенсивный чем "Piece Of Time". Все было сделано более продуманно, и как музыканту мне гораздо интересней играть песни именно со второго альбома".

Реакция критики была более чем позитивна, да и фэны положительно оценили альбом. Музыканты конкурирующих же групп получили наглядный урок - к чему надо стремиться в технике игры...

В сентябре 1991 года группа опять приняла участие в Tampa Bay Metal Awards, где Роджер был посмертно удостоин звания лучшего басиста. А спустя несколько недель в группе появился постоянный басист Даррен МакФэрланд, который дебютировал на совместном с швейцарцами CORONER концерте…

1992 год начался для ATHEIST вторым американским гастрольным туром в компании с CANNIBAL CORPSE и GORGUTS. Несмотря на то, что критика прилепила на ATHEIST наклейку "techno death metal", Келли категорически был с ней несогласен. Известна его фраза: "Я люблю много дэтовых групп, например, мне очень нравится OBITUARY - я могу их слушать часами, но мы не хотим быть death metal группой", а сам он предпочитал называть стиль своей группы "brain metal" музыка для мозгов, или в крайнем случае - jazz-death metal. Таким образом, играя между открывающими концерт канадцами GORGUTS и хэдлайнерами CANNIBAL CORPSE, группа иногда сталкивалась с откровенным непониманием со стороны некоторой части фэнов, предпочитающих исключительно экстремальность и брутальность...

Гораздо успешней прошли весенние концерты, где перед ATHEIST играли DECEASED. Далее был запланирован европейский тур с SUFFOCATION и GOREFEST, но этим планам не суждено было сбыться... ATHEIST фактически прекратил свое существование. Келли собрал группу NEUROTICA, Даррен ушел в CYNIC, а Стив и Рэнд вообще оставили музыку.

Однако у Келли остались обязательства перед лейблом, который настаивал на третьем альбоме ATHEIST. Для подготовки материала он пригласил гитариста Фрэнка Эмми, а спустя некоторое время появился безработный на то время басист Тони Чой. Вакансию барабанщика занял Джош Гринбаум из ALEKA’S ATTIC. Но и это еще не все - спустя несколько недель в группу возвращается Рэнд Барки, и таким образом, ATHEIST становятся группой с тремя гитаристами! В середине 1993 года состав отправляется в студию Pro-media, где с продюсером Марком Пинске (между прочим, работавшим в свое время со Стивом Ваем и Фрэнком Заппой) записывают третий альбом ATHEIST "Elements". Группа отправляется в свое первое и единственное полноценное турне по Европе с BENEDICTION и CEMETERY. Во время этого тура за барабанной установкой восседал уже Марсель Диссантос.

По возвращению из Европы 24 октября 1994 года группа отыграла свой последний концерт... После чего возник конфликт между Тони и Марселлом, а у Рэнди с американским законом (в нетрезвом состоянии за рулем он был остановлен полицией, после чего в пьяном угаре стал орать, что взорвет ближайшую заправку. Закончилось все тем, что его приехали арестовывать аж двадцать полицейских машин, и ему грозило 5 лет тюрьмы... К счастью - обошлось)... Таким образом, ATHEISTпрекратил свое существование.

Одно время, вместе с бывшими участниками GUNS'N'ROSES, Слэшем, МакКэганом и Сорумом, Келли учавствовал в совместном проекте, впоследствии ставшим VELVET REVOLVER. Рэнд также переиграл во множестве составов, в том числе и с бывшим вокалистом CRIMSON GLORY... А вот Тони Чой помимо всевозможных проектов даже одно время подвязался играть джаз на одном из круизных суден... В 2001 году ATHEIST реформировался в составе Шафер, Барки, Флинн и Эмми. Однако это была уже не столько группа, сколько проект. Келли по-прежнему уделяет серьезное внимание NEUROTICA, с которой записал ряд альбомов и даже принял участие в OzzFest, а так же вместе с Брайаном Джонсоном из АС/DС участвует в проекте BIG MACHINE.

ATHEIST иногда выступает, причем периодически в составе появляются участники разных периодов деятельности группы - в том числе Чой и Флинн. Однако до сих пор каких-то материальных свидетельств полноценного функционирования группы в виде нового альбома зафиксированно не было.

Зато в 2005 году Relapse Records переиздали бэк-каталог группы с бонус-трэками, и это событие вызвало серьезный резонанс среди коллекционеров. А это говорит о том, что группу до сих пор помнят настоящие ценители метал-музыки!

Trasnmentor / Terroraiser 2007