Найти тему

Крымская дорога к морю

Не за горами туристический сезон. Крым будет с радостью встречать гостей. Много всякого интересного расположено на полуострове. Есть что посмотреть, чем полюбоваться. Тот, кто приезжает на полуостров не в первый раз, наверняка проезжал по живописной горной трассе Симферополь-Ялта. Сегодня мне хотелось бы предоставить моим подписчикам некоторые малоизвестные и позабытые факты, связанные с крымской «дорогой к морю». И самой протяженной.

Крымский междугородный троллейбус – это уникальная транспортная система. Именно она связывает Симферополь с курортами Южного берега Крыма. Протяженность маршрута от ж/д вокзала Симферополя до Ялты составляет 85 километров. До присоединения Крыма к Российской империи в 1783 году дорог на ЮБК не было, были только вьючные тропы. Чтобы попасть из степной части Крыма на ЮБК, надо было пересаживаться верхом на лошадей и следовать горными тропами через перевалы. Первую дорогу построили в 1787 году к приезду Екатерины второй, это был грунтовый тракт от Севастополя до Байдар.
После назначения генерал-губернатором Новороссийского края Михаила Семеновича Воронцова в 1823 году, в 1824 году началось строительство шоссейной гравийной дороги от Симферополя до Алушты. Строительством руководил военный инженер подполковник Шипилов, а проложили ее солдаты вторых батальонов Козловского и Нашенбургского пехотных полков. В 1826 году дорога до Алушты была построена. В 1832 году дорогу продолжили до Ялты, которую завершили в 1937 году. Дорогу Симферополь – Ялта можно назвать дорогой Шипилова.

Выезжая из Симферополя, перед нашим взором открывается живописный горный ландшафт. Рядом слева видна голубая поверхность Симферопольского водохранилища, построенного на реке Салгир. Дорога вьется по холмистому предгорью; вдали, в синей дымке, видны контуры Главной гряды Крымских гор.. На фоне неба из гряды отчетливо выделяется в виде гигантского шатра изолированно стоящая гора Чатыр-Даг (Шатер или Палат-гора).

Трасса Симферополь-Ялта район с. Пионерскоое
Трасса Симферополь-Ялта район с. Пионерскоое

Местность постепенно повышается к югу. Дорога к морю проходит через селения — Лозовое, Пионерское, Доброе, Заречное.

Трасса Симферополь-Ялта на границе с. Доброе и Заречное
Трасса Симферополь-Ялта на границе с. Доброе и Заречное

За селом Перевальное начинается подъем на перевал. Дорога проходит вблизи подножия Чатыр-Дага, среди мелколесья.

Чатыр-Даг является одной из достопримечательностей Южного берега Крыма. Этому творению природы посвятил вдохновенные строки в цикле «Крымские сонеты» польский поэт Адам Мицкевич:

Склоняюсь с трепетом к стопам твоей твердыни,
Великий Чатырдаг, могучий хан Яйлы.

Достигнув перевальной седловины (Ангарский перевал), дорога начинает спускаться к Алуште — курорту и районному центру восточной части Южнобережья.

На Ангарском перевале в лесу в районе ГАИ стоит памятник строителям дороги, установленный в 1826 году.

Только переехав перевал, нашему взору предстает серебристая полоска воды, почти сливающаяся на горизонте с небом.

По левую сторону от трассы возвышаются отвесные склоны горы Демерджи с ее причудливыми формами выветривания.

Впереди виднеется гора Демерджи
Впереди виднеется гора Демерджи

На полпути между перевалом и Алуштой, с правой стороны находится «Кутузовский фонтан» с барельефом. М. И. Кутузова. Установлен он был в честь М.И. Кутузова, который отличился в бою и был тяжело ранен в 1774 году в сражении русских войск с турецким десантом.

За селом Кутузовка дорога проходит мимо совхозных виноградников, за ними начинается Алушта.

С 1837 по 1848 год шоссейную дорогу продолжили до Севастополя, построили Севастопольское шоссе через Байдарские ворота, дорогу также строили русские солдаты под руководством военного инженера полковника Славича. Дорога через Байдарский перевал – дорога Славича.

Сквозь горы и леса, холод и голод, болезни и чиновничье лихоимство прошли солдаты, оставив после себя шоссе Симферополь - Алушта - Ялта - Севастополь, а по обе стороны его – солдатские могилы. Восемнадцать долгих лет - такова была длина дороги, стоившей великого пота, но, несомненно, сыгравшей большую роль в дальнейшей судьбе Южного берега Крыма.
В 1865 по 1894 годах была построена дорога Ялта-Бахчисарай через Ай-Петри русскими военно-сапёрными батальонами под руководством инженера-полковника И.С. Шишко.
В 1972 году было построено новое севастопольское шоссе, ЮБШ Ялта-Севастополь, по которому мы часто проезжаем. При строительстве использовались результаты изысканий Гарина-Михайловского, которые он проводил для строительства железной дороги на ЮБК.
В 1957 году, когда Хрущев распорядился наладить сообщение между Симферополем и южным берегом, про троллейбус думали в последнюю очередь. Предлагали поезд или монорельс. Но проложить железную дорогу среди гор было сложно, а подземный транспорт обошелся бы очень дорого. Тогда было принято решение строить трассу и запускать троллейбусы.

Крутые повороты трассы Симферополь-Ялта
Крутые повороты трассы Симферополь-Ялта

Троллейбусы совершили транспортную революцию на курорте: новый путь до Черноморского побережья стал не только самым коротким, но и самым дешёвым. Конкурентов тогда у этого вида транспорта не было: в 70-е годы из столицы полуострова к морю за день отправлялось 500 рейсов с интервалом две минуты. По данным 1990 года, на троллейбусной трассе Симферополь—Ялта перевозили до 10 млн. человек в год. А всего за полвека иногородние «рогачи» перевезли 200 млн. человек.
Конечно, сейчас, с появлением быстроходных автобусов и маршрутных такси, ростом количества личных автомобилей, троллейбус стал быстро терять свои лидерские позиции на трассе, потихоньку становясь неким символом ностальгии по Крыму времен СССР. Но, тем не менее «рогатый» транспорт уже более полсотни лет исправно делает свою работу и продолжает трудолюбиво возить через перевал курортников.

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ПОДПИСЫВАТЬСЯ НА НАШ КАНАЛ!!!

Впереди ждет много интересного!!!

#трасса симферополь-ялта #крымская дорога к морю #троллейбусная трасса симферополь-ялта

Крым
652,3 тыс интересуются