Дорогие друзья, всем привет!
Сегодня мы встречаем вас нашей новой статьей о Японии и ее зелёных инновациях.
Зелёная повестка – тренд 21 века. Это не только внедрение новых технологий, направленных на сокращение выбросов CO2, но также точка соприкосновения всех стран, вопрос, решение которого возможно только с помощью диалога. Именно поэтому сегодня мы обратим ваше внимание на Японию – страну, которая не только запускает зелёные инициативы, но также активно поддерживает развитие других стран в этом направлении.
Чтобы больше узнать об инновациях настоящего и будущем, к которому они приведут, читайте нашу статью!
До скорой встречи!
Команда проекта «Диалоги о Востоке»
Произошедшая в 2011 году авария на АЭС Фукусима-1 в Японии привела не только к загрязнению окружающей среды и человеческим жертвам, но и пересмотру всей энергетической политики страны. Последовательный отказ от ядерной энергетики был компенсирован значительным увеличением доли тепловых электростанций, использующих углеродное топливо (уголь, газ, нефть), что привело к значительному росту эмиссии СО2. Так, по данным на 2018 год Страна восходящего солнца занимает пятое место по выбросам углекислого газа, уступив лишь таким крупным странам как Китай, США, Индия и Россия. Тем не менее, правительство Японии предпринимает шаги к решению этой проблемы, чему свидетельствуют принятые обязательства по декарбонизации в ходе конференции ООН в Глазго. Далее, в этой статье хотелось бы обратиться к проблеме развития зелёной энергетики в Японии и связанным с её внедрением инициативам, реализуемым в стране.
Прежде всего, скажем о COURSE50 (CO2 Ultimate Reduction System for Cool Earth 50) – проекте японских металлургических компаний, направленный на достижение углеродной нейтральности к 2050 году. Высокая энергоэффективность металлургических предприятий и разработка новых технологий по уменьшению выбросов СО2, инициированных в рамках COURSE50, способствуют более устойчивому развитию промышленности в Японии. Одной из последних разработок является замена каменноугольного кокса водородом, что в купе с использованием технологии «захвата» углекислого газа позволит существенно уменьшить углеродный след.
Далее, стоит сказать о торговле эмиссионными квотами, которые представляют собой рыночный инструмент снижения выбросов парниковых газов в атмосферу. В Японии система Cap-and-Trade была введена на территории Токио в 2011 году и её отличительной особенностью является распространение не только на заводы и фабрики, но также на офисы, рестораны и другие объекты, потребляющие энергию, эквивалентную не менее 1500 кл. сырой нефти в год. В том случае, если участники программы не сокращают потребление энергии, они имеют возможность приобрести избыток сэкономленной энергии у других компаний. Цели у программы амбициозные и предусматривают достижение эффекта в виде сокращения выбросов СО2 на 30% к 2030 году от уровня 2000 года.
На текущий момент Япония является активным разработчиком новых технологий в сфере зеленой энергетики. Например, японские модели водородного транспорта от Toyota и Hyundai являются одними из первых в мире и доступны для всех. Главная их ценность – отсутствие выбросов СО2, поскольку водородное топливо при эксплуатации данных агрегатов превращается лишь в тепло и воду.
Ещё одним прорывом японской научной мысли является улучшение технологии солнечных батарей. Они обладают меньшей массой, но производят больше энергии, что не только позволяет устанавливать их на неустойчивых конструкциях, но также использовать для питания электрокаров. Новообразованный в 2020 году Центр исследования глобальной декарбонизации продолжает исследования в этой области.
Япония не изолирована в вопросах борьбы с углеродным следом, в связи с чем хочется рассказать ещё об одной инициативе – JCM (Joint Crediting Mechanism). JCM – это японский двухсторонний механизм зачёта углеродных единиц, созданный в 2013 году и направленный на достижение целей Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Его суть заключается в том, что Япония выполняет свои обязательства по сокращению выбросов СО2, а также создаёт условия для развития в этом направлении других стран, предоставляя им соответствующие технологии и услуги. На сегодняшний день участниками программы являются такие страны как Индонезия, Мексика, Саудовская Аравия и др.
Таким образом, посредством углубления системы внутреннего регулирования выбросов СО2, создания и внедрения новых «зелёных» технологий, а также развития международного сотрудничества Япония активно проводит курс на декарбонизацию. Несмотря на значительный углеродный след, Страна восходящего солнца последовательно реализует стратегию его постепенного уменьшения, приближаясь к целям 2050 года.
Материал подготовил: Александр Сорокин
Редакторы статьи: Екатерина Козлова, Александр Сабанцев
Обложка: Ангелина Климова
Источники:
CO2 emissions (kt) | Data (worldbank.org)
COURSE50 | The Japan Iron and Steel Federation
Course 50 Project | Challenge Zero (challenge-zero.jp)
JCM
Social Media Image Gallery - Tokyo Metropolitan Government
Tokyo Cap-and-Trade Program (English Version) - YouTube
Japan’s Green Innovations for Achieving Carbon Neutrality | The Government of Japan - JapanGov –
#устойчивое развитие #альтернативная энергетика #инновация #япония #углеродный след #энергоэффективность #восточная азия #энергетика #металлургия #транспорт