Найти тему
ПоУшиВКино

У них и у нас: разные одежды и одинаковые люди

Оглавление

Помимо того, как устроен сюжет и как играют актёры, мне нравится рассматривать их костюмы. Есть несколько фильмов, где подбор нарядов производит наибольшее впечатление (включая и канонические уже “Секс в большом городе” и “Сплетница”), а два фильма из статьи посмотрены мною совсем недавно, и я решила провести параллели.

Patrick Melrose, 2018

Патрика Мелроуза не спасают деньги и высокое положение в обществе. Он живёт под гнётом своей детской травмы – жестокого обращения отца и преступного невмешательства матери. Попытки оградиться от высшего света во избежание соблазнов кончаются неудачей, и Патрик вновь оказывается во власти призраков прошлого и сильнодействующих веществ.

Режиссёр: Эдвард Бергер

Отражая несколько эпох, мини-сериал “Патрик Мелроуз” демонстрирует прекрасную тонкую работу художника по костюмам, дизайнера Кита Мэддена (Keith Madden). Цвета вводят во временной период, где проживают действующие лица, в их мир.

Мини-сериал отражает разные характеры в разные эпохи. Центральным лицом является Патрик Мелроуз, история начинается в 1982 году - нам сразу показывают состояние главного героя ещё до объяснения причины его формирования.

Патрик часто носит чёрное пальто. Он использует его как защиту. В сцене с девушкой, с которой он пришёл в кафе, он сел за стол прямо в пальто, что спутнице показалось странным:

- Могу его снять, если это доставляет тебе дискомфорт.

-2

Оно служит ему практически (скрывает наркотики) и метафорически (как его доспехи, ему неприятен контакт с миром, он от него пытается укрыться).

По словам художника по костюмам Кита Мэддена, в образ Патрик он заложил противоречие с помощью его одежды.

Он происходит из британского высшего общества, но не следит за модой. Он предпочитает традиционную одежду, хотя не прочь вкрапления эксцентричных деталей. Цветные носки, например, являются “печатью высших классов аристократии".

На фоне невозмутимости Патрика одежда договаривает за него. Мэдден одевает главного героя в строгий тёмный костюм в сцене, когда он идёт под мост за сильнодействующими веществами, что придаёт какой-то маскарадный оттенок происходящему, подчёркивает неуместность английского аристократа в такой обстановке.

Тот самый диссонанс между внешней средой и внешним видом Патрика. Костюм говорит, что он принадлежит к высшему обществу, а его внутреннее состояние стремится к разрушению. Очками он закрыл глаза. Это не только из-за чувствительности зрачков к свету, но и искусственная психологическая перегородка между реальностью и им самим
Тот самый диссонанс между внешней средой и внешним видом Патрика. Костюм говорит, что он принадлежит к высшему обществу, а его внутреннее состояние стремится к разрушению. Очками он закрыл глаза. Это не только из-за чувствительности зрачков к свету, но и искусственная психологическая перегородка между реальностью и им самим

Сопоставление между его неуместным (= маскарадным) костюмом и грязной реальностью, а именно встречами с торговцами наркотиками, погружениями в состояние безумия, вызванное спидболом/speedball (смесь тяжёлых наркотических веществ) строит связь между историей главного героя и зрителем, помогает лучше понять его.

Помимо этого, Мэдден обращался к личной жизни самого Сэнт-Обина (автора романа, по которому снят мини-сериал) по поводу костюмов:

- Я посвящен в некоторые личные фотографии юного Эдварда Сэнт-Обина, которые Бенедикт показал мне, а затем в 80-е годы, когда он был молодым человеком. Вот откуда взялось вдохновение. Оно натолкнуло и на форму солнцезащитных очков, и на полосатые рубашки и бледные джинсы того времени.

Иногда сам автор посещал съёмочную площадку, “и это было забавно, потому что он был бы одет во что-то очень похожее на то, во что Бенедикт был одет в образе Патрика”, - продолжает Мэдден.

Художник подытоживает: "Да, мы все сделали правильно!"

Гардероб эпохи 1967 года отражает её яркость. Одежда подчёркивает разницу между Элеанор и Бриджит. Бриджит свободна, раскрепощена. Цвета её костюмов не режут глаз, потому что она не скрывает в себе никаких болей, её влечёт красивая жизнь, она уверена в себе, что подчёркивается короткими юбками и шортами. Элеанор в то же время запивает алкоголем сложности брака, закрывает глаза на проблемы отца и сына. Её экстравагантные наряды одновременно говорят о её подавленности и отводят от этого внимание. Их цель и была в этом – создать ощущение противоречивости образа Элеанор. У Анны наряды построже, они говорят о её сдержанности и ментальной устойчивости на фоне первых двух девушек.

В целом цветовое решение костюмов выглядит неотразимо, цвета словно играют на свету.

На премьере мини-сериала в мае 2018 года Бенедикт Камбербэтч был в идеально скроенном костюме и сорочке от EMMA WILLIS. Английский брэнд, основанный в 1989 году, он специализируется на пошиве мужских рубашек по индивидуальным лекалам. Если я не ошибаюсь, то в одном из эпизодов актёр носит сорочку цвета baby-blue (нежно-голубого цвета), которая очень ему к лицу этого брэнда. По крою похоже.

Мне 20 лет, 1962-1964

-6

20-летний Сергей вернулся из армии и устроился работать на ТЭЦ. У него есть два лучших друга – семьянин Слава и задорный общительный Коля. Они каждый день видятся. В один из дней Сергей влюбляется с первого взгляда в Аню, которую встречает в трамвае.

Фильм рассказывает историю о послевоенном поколении, которое старается построить собственную новую жизнь.

Режиссёр: Марлен Хуциев

На контрасте с “Патриком Мелроузом” своим стилем меня впечатлил фильм Марлена Хуциева “Мне 20 лет”/”Застава Ильича”. Художник по костюмам в “Заставе”, К. Русанова, совершила маленькое чудо для эстетики кадра. У неё скромная фильмография, и этот проект можно считать самым значимым.

Интерес в том, что и в англо-американском мини-сериале, в советском фильме действие разворачивается в 60-е гг. И если иностранный стиль той эпохи был ярким и запоминающимся, то советские попытки быть модными можно было назвать героическим поступком. Большинство жителей СССР само понятие мода не рассматривали как что-то необходимое. Потому что запреты и строгий политический строй накладывали свой отпечаток и на внешний вид советского человека.

В Советском Союзе в 60-е годы зарубежные дизайнеры и их модные советы были в крайне ограниченном доступе. Если модные показы и проводились, то узнать о них можно было из новостей, как и подсмотреть идеи по стилю – из журналов, которые провозили тайком из заграницы. Типичная одежда – черный свитер в обтяжку, узкая юбка. Модницы узнали об искусственных тканях, которая быстро стала любимой за счёт легкости в стирке и очистке и благодаря низкой цене.

Преобладали мысли о партии, о строительстве нового и преображении города. В фильме Хуциева Москва тоже является главным героем: его улицы, его люди - город, полный жизни днём и меланхоличный ночью. Она сопровождает Серёжу в его ночных прогулках.

Своими мыслями и заботами герой-экзистенциалист выходит за рамки господствующего в советском обществе того времени режима, упивающегося экономическими достижениями. Фильм дышит индивидуальной свободой, свойственной оттепели, которая наступила после смерти Иосифа Сталина в 1953 году.

Настроения молодёжи быть свободными и концентрироваться на собственном росте отражаются как раз и в одежде. Они хотят быть отличными от общей толпы не только мыслями, но и внешне. Конечно, стиль в одежде в фильме не выходит на первый план, здесь нет ярко выраженных черт, можно лишь оценить в целом, что художник по костюмам создал образы молодых главных героев на совесть.

И девушка в трамвае, привлекательная, элегантная и культурная, которая встретилась там Сергею, в некотором роде содержит в себе модный подтекст того времени. Аня была в монолуке из плаща и платка в горошек. Этот наряд выделял её из толпы, он привлёк внимание парня. Одновременно и подчёркивает стремление молодых людей к сепарации от послевоенного груза и их желанию начать многогранную жизнь со стихами, походами в кино и встречами с друзьями.

В этих условиях внешний вид главных действующих лиц получился удивительно стильным. Советский режиссёр цитировал работы своих французских коллег новой волны, и в нарядах это тоже прослеживалось. В этом фильме как будто имеется слабое, но всё же веяние от Международного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году и показа Дома Мод Christian Dior в 1959м, свежесть лиц главных героев и их внешняя привлекательность говорят об этом.

В 1962м году в СССР пришли тёмно-синие итальянские плащи “болонья”. Сами итальянцы материал использовали для пошива рабочей одежды. Важная деталь – куртка на молнии, сделанная из искусственной кожи, носки белого цвета.

Но что видно сразу – умеренность и аккуратность. Пожалуй, самые важные черты, которые характеризуют одежду, они же маскируют попытки быть стильными как европейцы и американцы.

***

При этом, какая бы страна ни была, люди похожи друг на друга. Они одеты в разные ткани и украшены аксессуарами, но каждый ищет в себе и тех, кто рядом, ответы на свои проблемы. Будь то Патрик из Англии, или Серёжа из Советской Москвы.

*Примечание. Ещё материалы о костюмах, а дополнительно и цветовых решениях в кино: