Я большой обажатель канала Ещёнепознер и меня тяжело обвинить в нарочной ангажированности. Помню, когда у них было что-то около 40 тыс. подписчиков на ютубе, а сегодня их 822 тыс., Карл! Как благодарный зритель могу со всей серьезностью заявить, что вместе с программой выросла и я. Эти выпуски стали настоящей «когнитивной» прививкой и побудили постоянно работать над обогащением своего культурного багажа.
Сегодня хочу поделиться впечатлением от свежего ролика который влюбил меня последними минутами монолога Наума Клеймана. Кстати, у них есть с ним отдельный выпуск, впрочем, как и с каждым постоянным гостем Вселенной Ещёнепознера)
Лейтмотивом двухчасовой программы стала тема 100-летия «Философского парохода» (это собирательное название массовой высылки из Советской России представителей интеллигенции).
На финальных аккордах беседы каждый участник вслух рассуждает о намеренно упущенной возможности эмигрировать (все в те же советские годы). Извечный вопрос–уехать или остаться рассматривается здесь по-человечески, по-бытовому и с привычным обращением к родному языку.
Кто читал заглавный рассказ Серегея Довлатова «Заповедник», тому наверняка в душу запало выражение: «На чужом языке мы теряем восемьдесят процентов своей личности. Мы утрачиваем способность шутить, иронизировать. Одно это в ужас приводит.».
Примерно об этом рассуждает и Наум Клейман говоря о том, какой долг человек несет перед культурой своей страны. От него же, вас на засыпку ждет потрясающая история из совсем юных воспоминаний о Сибири, куда его сослали вместе с родителями в 1949 году.
Самое удивительное, что люди такого калибра настолько ценят свой уникальный жизненный опыт приобретенный в режимное время советской диктатуры, что не мыслят себя в пресыщенных декорациях европейской жизни. Они неотделимы от истории этой страны, они и есть страна...