Найти тему

«Конструктивный диалог в студенческом общежитии»

Аннотация: в данной статье представлены информационные материалы об итогах проекта «Конструктивный диалог в студенческом общежитии», реализованного АНО СРКК «Контакт» в период с августа 2020 года по июнь 2021 года с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов на развитие гражданского общества. В публикации использованы цитаты из отзывов участников; ссылки на освещение проекта в сети Интернет; ключевые фрагменты аналитической справки и методических рекомендаций.

Предыстория

Автономная некоммерческая организация Служба по развитию коммуникативной компетентности «Контакт» создана летом 2019 года, предоставляет услуги по развитию коммуникативной компетентности; профилактике социального одиночества и социальной отчужденности граждан разных возрастов, различных социальных статусов. Мы работаем для людей, испытывающих потребность в живом человеческом общении на различные темы, связанные с личностным и коллективным саморазвитием, а также для людей, по тем или иным причинам испытывающих сложности в общении с другими людьми. Развиваем волонтерство, наставничество, инклюзию, социальное проектирование. Весной 2020 года специалисты АНО СРКК «Контакт» прошли курсы повышения квалификации по направлению – «организатор добровольческой деятельности». В июне 2020 года АНО СРКК «Контакт» стала победителем президентских грантов

https://президентскиегранты.рф/public/application/item?id=D25613AB-965A-4465-A66E-4D6029E0DDB8

Цель проекта «Конструктивный диалог в студенческом общежитии»: Создание условий для развития коммуникативной компетентности и социальной активности студентов, проживающих в общежитиях СПО г. Петрозаводска Республики Карелия через вовлечение их в волонтерскую деятельность, направленную на поддержку детей с инвалидностью/ ограниченными возможностями здоровья

Задачи проекта:

1) Развитие коммуникативной компетентности и мотивации к волонтерской деятельности у студентов СПО, проживающих в общежитиях; 2) Развитие социальной активности студентов СПО - будущих волонтеров; 3) Поддержка детей с инвалидностью/ограниченными возможностями здоровья с участием студентов – волонтеров; 4) Оценка развития коммуникативной компетентности, социальной активности и степени вовлеченности в волонтерскую деятельность студентов СПО, проживающих в общежитиях; 5) Пропаганда волонтерского движения.

Проект «Конструктивный диалог в студенческом общежитии» стал наглядным примером сотрудничества образовательных организаций с автономной некоммерческой организацией на основании писем поддержки.

-2

В августе 2020 года (24.08.2020) состоялась установочная встреча с представителями организаций четырех СПО, в ходе которой составлена дорожная карта, подтвержден запрос СПО на участие в проекте. Закуплено необходимое оборудование, составлены анкеты (опросники) для студентов СПО, в том числе волонтеров и план интервью детей с ОВЗ по целям и задачам проекта.

https://petrsu.ru/news/2020/85980/proekt-konstruktivny

https://vk.com/razvitie_rk?w=wall-11482630_7006

В соответствии с планом с сентября по декабрь 2020 года в четырех студенческих общежитиях СПО, созданы и проведены ЧЕТЫРЕ коммуникативные группы, по пять встреч в каждой группе, благодаря которым студенты получили представления о самоорганизации, студенческом самоуправлении и о волонтерской деятельности. Всего, в соответствии с планом, проведено 20 встреч. Проводили группы профессиональные психологи.

https://medcol-ptz.ru/novosti/56283.html

https://patt.karelia.ru/news/87070.html

https://ktip-ptz.ru/news/46039.html

По итогу работы коммуникативных групп получены положительные отзывы от студентов СПО, проживающих в общежитии:

-3

Получены положительные отзывы от психологов-ведущих коммуникативные группы: «от участников получили только положительные отзывы»; «кому-то было интересно живое общение, а кто-то с удовольствием работал в дистанте (онлайн)»; «на себе ощутила переход в новый формат - онлайн»; «спасибо, что обратили внимание на развитие коммуникативных навыков у студентов, проживающих в общежитиях»; «сценарий встреч позволил ребятам, проживающим в общежитии, раскрепоститься и сблизиться»; «волонтерское сообщество колледжа пополнилось новыми участниками»; «социальная ответственность и социальное проектирование - новые темы, с которыми ребятам посчастливилось соприкоснуться в рамках проекта».

Во многих отзывах есть пожелание продолжать встречи коммуникативных групп. https://patt.karelia.ru/news/87478.html

В январе-феврале 2021 года из студентов четырех СПО, психологически готовых стать волонтерами создана волонтерская группа, в неё привлечено 14 студентов-волонтеров, что превышает плановые показатели (8 человек). Темами встреч волонтерского сообщества стали: "Добровольчество- волонтерство", "Инклюзия. Этикет общения с людьми с инвалидностью", "Подготовка и репетиции мероприятий для школьников с инвалидностью/ОВЗ". Объединившись на неофициальном уровне, студенты СПО, проживающие в общежитии, провели дискуссии и обсуждения выстроили конструктивный диалог, проявили социальную активность через организацию собственных социальных практик взаимодействия, сообща продумав сценарии проведения развивающих мероприятий для детей с ОВЗ/ инвалидностью.

https://patt.karelia.ru/news/88362.html

https://patt.karelia.ru/news/89706.html

https://ktip-ptz.ru/news/47294.html

-4

Проект «Конструктивный диалог в студенческом общежитии» – это история о том, как студенты средних профессиональных образовательных организаций, проживающие в общежитиях четырех СПО, объединились, создали волонтерское сообщество, организовали и провели социальные инклюзивные практики общения для школьников с ОВЗ/инвалидностью.

В марте - апреле 2021 года СТУДЕНТЫ СПО – ВОЛОНТЕРЫ, ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКОВ ПРОВЕЛИ ПЯТЬ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ/ОВЗ по развитию представлений о волонтерстве и общении. Количество проведенных мероприятий - 5, превысило запланированное более чем в два раза (по плану 2). В частности, 4 марта в трех коррекционных классах 20 школы г. Петрозаводска параллельно было проведено три тематических занятия, приуроченных знаменательным датам 2021 года: "Первый полет человека в космос", "Открытие первых олимпийских игр" и "Всемирный день дикой природы". 1 апреля 2021 года, были проведены параллельно ещё два тематических занятия «Как понимать чувства людей в общении друг с другом» в двух классах коррекционной школы Интерната.

http://ptz-school20.ucoz.net/publ/shkolnye-novosti/proekt_konstruktivnyj_dialog_v_studencheskom_obshhezhitii_s_ispolzovaniem_granta_prezidenta_rf/1-1-0-412

-5

Для того, чтобы провести занятия для детей с инвалидностью в коррекционной школе Интернате, волонтерам потребовалось дополнительная подготовка. Наставники и волонтеры решили провести ещё три встречи волонтерского сообщества, в результате общее количество этих встреч составило 8 раз (по плану - 3). По окончании каждого мероприятия для студентов-волонтеров была проведена ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ, в ходе которой участники давали обратную связь, обсуждали свои ощущения от участия в волонтерском сообществе, делились чувствами и эмоциями от участия в роли ведущих на занятиях по развитию общения для детей с ограниченными возможностями здоровья. Вот некоторые цитаты из отзывов студентов-волонтеров:

-6

Учитывая то, что первые волонтерские мероприятия проводились в коррекционных классах, где обучаются дети с «легкой» степенью инвалидности/ОВЗ, а затем в Интернате, где учатся дети с тяжелыми нарушениями развития, отметим следующее: По окончании всех мероприятий с детьми с инвалидностью/ОВЗ некоторые волонтеры отметили, что сложнее было преодолеть собственные чувства тревоги и дискомфорта при самом первом знакомстве и взаимодействии с детьми, вне зависимости от степени нарушений развития и нозологии (вида) детской инвалидности. Это говорит о том, что для развития практик инклюзивного добровольчества в первую очередь важно преодоление коммуникативных барьеров, связанных с отсутствием соответствующего опыта взаимодействия с особыми детьми. Преодолеть коммуникативные барьеры волонтерам помогло включение в практику совместного инклюзивного общения с детьми. Педагоги, дети и родители детей из коррекционного Интерната так же отмечают, что дети с инвалидностью не хотят быть изолированными от общества и рады, когда к ним в стены Интерната приходят гости пообщаться.

Подкаст интервью студентов СПО –волонтеров «Конструктивный диалог в студенческих общежитиях» - стал финалистом программы поддержки подкастов некоммерческих организаций и получит месяц бесплатного продвижения ВКонтакте в рамках программы «Делай звоНКО» от Благотворительность ВКонтакте и Благосфера

Подкаст https://vk.com/@-190357308-konstruktivnyi-dialog-v-studencheskom-obschezhitii

Обсуждая проведенные мероприятия с учителями коррекционных школ и педагогами психологами СПО, получены следующие ответы: «Такие мероприятия нужны детям с ОВЗ!», «Детям интересно взаимодействовать с новыми людьми», «В результате таких мероприятий дети раскрываются, учатся навыкам социального общения», «Отличный опыт общения для наших детей», «Позитивные эмоции от мероприятия», «Ждем вас еще!». 22 апреля 2021 года всем школьникам, участникам проекта, были вручены призы за счет средств президентского гранта.

История проекта представлена в одном из итоговых видеороликов «Конструктивный диалог в студенческом общежитии»

В рамках информационной кампании 15 апреля 2021 года руководитель проекта выступила с докладом на тему «Опыт сотрудничества образовательных организаций с НКО в рамках проектной деятельности на примере проекта «Конструктивный диалог в студенческом общежитии», на международной научно-практической конференции «Стратегии образования в северном измерении…» организованным институтом педагогики и психологии ПетрГУ.

https://petrsu.ru/news/2021/94856/strategii-obrazovani

-7

13 мая 2021 года состоялся Круглый стол, на котором обсуждались итоги практических мероприятий проекта. Всем студентам СПО – волонтерам были вручены сертификаты об участии в качестве ведущих коммуникативных занятий для детей с инвалидностью/ОВЗ. Педагогам, психологам, специалистам партнерских организаций проекта были вручены благодарственные письма за участие в развитии инклюзивного добровольчества.

https://medcol-ptz.ru/novosti/66051.html

http://ppk.sampo.ru/college/news/2194-v-petpozavodske-podveli-itogi-pealizatsii-ppoekta-%C2%ABkonstpuktivnyy-dialog-v-studencheskom-obshtezhitii%C2%BB

-8

В июне 2021 года по итогам проведенных мероприятий подготовлена АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА, даны РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ УСТОЙЧИВОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА.

Необходимо отметить, что с августа 2020 года по июнь 2021 года к участию в проекте привлечено девять специалистов про-боно, включая четырех воспитателей общежитий СПО, специалиста по инклюзии, специалиста по добровольчеству, двух специалистов по монтажу видеороликов и аудио подкаста, а так же волонтера - независимого эксперта проекта. Это расширило возможности реализации плана проекта.

За период с 1 августа 2020 года по июнь 2021 года проводилась Информационная кампания по освещению мероприятий проекта : в группе "Коммуникативные группы" (клубы общения") в социальной сети "Вконтакте": https://vk.com/public190357308, а так же на сайтах партнеров проекта всего размещено 94 пресс-релизов.

По материалам интервью со школьниками, с согласия их родителей созданы два видеоролика социальной рекламы:

Видеоролик «Общение», создан на основе интервью со школьниками - "Обратная связь по итогам волонтерских мероприятий" студентов-волонтеров https://youtu.be/FdGokhbhtvU

Видеоролик «Волонтеры», создан на основе интервью со школьниками - "Обратная связь по итогам волонтерских мероприятий" студентов-волонтеров https://youtu.be/UpRq--fJqbY

В заключении хотим сказать, если вам интересна деятельность АНО СРКК «Контакт», Вы можете посетить наши коммуникативные группы, а так же стать ВОЛОНТЕРОМ ОБЩЕНИЯ в наших коммуникативных группах

https://dobro.ru/organizations/10012942/info

http://sluzhbakontakt.ru/

Составлено: Чехонина Л.П., руководитель АНО СРКК "Контакт"