Артикуляционная гимнастика! Наверное полезно, наверное нам надо. Логомассаж. О, это нам точно надо. Пальчиковые упражнения. Глобальное чтение. О, игра на развитие памяти. О, на внимание. Сюжетные картинки. Сортеры.
Добрый день всем, я Ольга Мордашова, логопед, дефектолог, поведенческий специалист, и в цикле своих статей я рассказываю о поведенческом подходе к развитию речи ребенка. Я создала свой диагностический курс, для которого разработала опросники, позволяющие составить представление об уровне развития ребенка, раз. О профиле его развития, два. О приоритетном направлении коррекционной работы, три. О выборе специалиста. О прогнозе речевого развития. О необходимости и возможности детского сада.
Все эти опросники родители заполняют и интерпретируют самостоятельно, попутно, за три недели прохождения курса, научившись понимать механизмы происходящего. Отзывы, приходящие после окончания курса, сформулированы по-разному, но рефреном звучит одно - Наконец-то я ПОНЯЛА!
Но я сегодня не собираюсь писать рекламную статью своему курсу, я пришла сюда затем, чтобы отдать дань уважения диагностическим пособиям из области поведенческого подхода. Все опросники своего курса, за исключением одного, я не придумала. Я их разработала на базе имеющихся материалов, просто сделав более упрощёнными, более доступными для родителей. И вот эти диагностические результаты, о которых я упомянула - они обладают очень важным качеством, присущим именно поведенческому подходу - КОНКРЕТНОСТЬЮ.
Уровень развития ребенка. В логопедической диагностике напишут - снижен. Несколько понижен. Не соответствует возрастной норме. Ещё что-нибудь такое, понимай как знаешь. В поведенческом подходе - соответствует 18 месяцам.
Профиль его развития. Аутизм? Или сенсорная алалия? Или моторная? Сенсомоторная? Шизофрения? ЗПР? На эти вопросы не даст ответ поведенческая диагностика, для начала коррекционной работы нам это гадание НЕ НУЖНО. Мы просто укажем, что, например, навык визуального восприятия соответствует паспортному возрасту, а вот навыки из разряда коммуникации - на уровне, соответствующем возрасту 6 месяцев.
Приоритетное направление коррекции. Ну да, пазлы и сортеры сильная сторона этого ребенка, уровень даже выше его паспортного возраста. И самое удобное и приятное - продолжать прокачивать именно эту сферу, ведь тогда нам не надо работать над мотивацией, лишь успевай пазлы покупать. Сидит чинно, не вопит, собирает. Тогда как по-прежнему не просит, не называет предметы... Тестирование согласно диагностическим материалам позволит нам своими глазами увидеть, где ждать НЕЛЬЗЯ. Бог с ними, с пазлами, сюда смотрите. Тут - развитие на уровне до года! Туда стреляем, не сюда!
Прогноз речевого развития. Нууу, мы начнем работать, а там видно будет, попробуем... Или же - смотрите, хорошее визуальное восприятие. Но почти совсем нет спонтанной вокализации, нет эха. И ребенку уже пять лет. Однозначно альтернативная коммуникация, а над вокальной речью будем работать, конечно, но результата не обещаем. А коммуникация - будет.
Есть разные диагностические пособия, и большинство из них выглядит как целая папка простыней, опросников, анкет - с мааааленьким разделом в конце - Заключение. И там часто это самое расплывчатое - ниже... выше... не соответствует... Для коррекционной работы выхлоп от этих туманных рассуждений равен нулю. Ну да, нужна коррекционная работа, дальше-то что. А дальше - пишите программу. Сами, как вам кажется.
Хороший специалист - напишет. Плохой - схватит первое попавшееся пособие и начнет что-то там развивать. Что-то разовьёт. Наверное. Если повезёт.
Родителям, пытающимся во всем этом разобраться самостоятельно, хотя бы чтобы понимать, как и над чем работает специалист, правильный ли они сделали выбор, можно только посочувствовать. Ааа, артикуляционная гимнастика! Наверное полезно, наверное нам надо. Логомассаж. О, это нам точно надо. Пальчиковые упражнения. Глобальное чтение. О, игра на развитие памяти. О, на внимание. Сюжетные картинки. Сортеры.
Результатом самостоятельного серфинга по интернету обычно является полный шкаф пособий и коллективная истерика - ребенка, в которого пихают то, что ему не по уровню, и родителя - от осознания того, что в сутках всего 24 часа и блин, опять сегодня пальчиковую гимнастику не успелииииии...
Это было длиииинное такое вступление. Я надеялась, что оно будет коротеньким, и я перейду непосредственно к обсуждению диагностики, но так не вышло. Сначала же вам надо понять, зачем вам вообще все последующее читать. Если в вышеописанной истории вы узнали себя - едем дальше.
Именно конкретности, именно понимания актуального уровня и следующих шагов и не хватает родителю и, часто, специалисту. Именно конкретикой и славится поведенческий подход, результатом диагностики в рамках которого будет заключение, сформулированное как : Вася научится сопоставлять одинаковые изображения, к примеру. Не уровень развития Васи будет постепенно улучшаться. А конкретный навык Васи, над которым мы начнем работать прямо здесь и сейчас. О том, что это за навыки, я написала в этой и этой статье. О том, что такое вообще поведенческий подход - в этой, этой, этой, и этой.
В следующей, наконец, доберусь до совсем конкретных материалов.
Связь с автором: