Найти в Дзене
Город на память

«Город на память». 177. Центральный музей Великой Отечественной войны. Техника

6 мая 2015 года

На открытой площадке Центрального музея Великой Отечественной войны экспонируется боевая техника армий СССР, Германии, США, Англии, Японии - танки и артиллерия, самолёты и автомобили. В экспозиции представлено более 300 образцов военной техники и вооружений периода Второй мировой войны.

-2

Экспозиция открывается трофейной немецкой и финской техникой, далее по родам войск представлены боевые машины, артиллерия и авиация Красной Армии, вооружение союзников, а в акватории расположена выставка Военно-Морского флота.

-3

Броневое сооружение (Финляндия)
В 1916 году Германия впервые использовала небольшие огневые сооружения. В 1920-1930-е годы многие европейские страны стали использовать ДОТы из железобетона и брони как элемент оборонительных линий.

-4

Танк Pz.Kpfw.IV Ausf.F (Германия)

-5

75 мм САУ StuG III (Германия)
В 1935 Эрих фон Манштейн предложил идею создания машин «штурмовой артиллерии», главной задачей которых должна быть поддержка атакующих подразделений пехоты. Приоритетными были огневая мощь, малые габариты, хорошее лобовое бронирование и низкая стоимость производства. Первые прототипы были изготовлены фирмой Daimler-Benz на шасси PzKpfw III Ausf.B с короткоствольной пушкой. После столкновения в России с танками Т-34 было решено переоборудовать StuG III длинноствольной пушкой, пригодной для поражения брони советских танков.

-6

Артиллерийский тягач Ситроен (Франция, использовался Германией). 1937-1939

-7

Танк Pz.KpfwIII Ausf.L (Германия)
Panzerkampfwagen III — немецкий средний танк, серийно выпускавшийся с 1938 по 1943 год. К июню 1941 года он был основной боевой машиной Вермахта, во вторжении в СССР участвовало около 1000 таких танков. В 1939 году советские военные инженеры имели возможность изучить Panzer III и на тот момент признали его лучшим иностранным танком. Изучение трофейного танка помогло выявить его слабые и сильные стороны.

-8
-9

Вторгшимся на советскую землю бронированным машинам вермахта противостояла артиллерия и танки Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

-10

76-мм пушка. 1927

-11

76-мм пушка Ф-20. 1933

-12

Огнеметный танк Т-46-1

-13

Танк Т-26 двухбашенный. 1931-1933
Зимой 1930/1931 годов в районе Поклонной горы состоялись испытания закупленных в Великобритании лёгких пехотных танков «Виккерс Mk.E». На основе их конструкций был создан танк Т-26 двух модификаций – сначала с двумя пулемётами в двух башнях, затем с одной башней (45-мм пушка и пулемёт). Т-26 принимали участие в боях гражданской войны в Испании, у озера Хасан и на реке Халхин-Гол, в польской кампании и советско-финской войне, но к началу Великой Отечественной устарели. Слабая бронезащита делала эту боевую машину уязвимой для вражеских снарядов.

-14

Танк Т-26. 1933-1938

-15

Танк БТ-7
Советский колёсно-гусеничный танк БТ-7 («Быстроходный танк») выпускался с 1935 по 1940 год. В предвоенный период БТ-7 неплохо зарекомендовал себя на Халхин-Голе и не имел себя равных в манёвренности. Но к 1941 году он уступал по броневой защите танкам вермахта.

-16

Башня бронеавтомобиля БА-20. 1936
Базовая модель БА-20 выпускалась с 1936 по 1938 год. В бронированной башне толщиной 9 мм находился пулемётчик, вооружённый 7,62-мм ДТ.

-17

Грузовой автомобиль ГАЗ-АА «полуторка» изначально представлял собой лицензионную копию американского грузовика Форд модели АА образца 1930 года, но впоследствии неоднократно был модернизирован. К началу Великой Отечественной войны в рядах РККА числилось 151 100 таких машин.

-18

Блиндаж и траншея

-19
-20

Паровоз Эу-2
Паровоз разработан в 1909 году и выпускался с 1912 по 1957 год. В годы индустриализации паровозы серии Э являлись основным типом грузового локомотивного парка, выполняли большой объём грузоперевозок почти на всех железных дорогах СССР. Всего было построено около 11 000 паровозов Э.

-21

Бронеплощадка
Первые бронированные поезда появились еще в XIX веке в Европе и США вместе с развитием сети железных дорог, а в России бронепоезда стали строить в 1915 году по приказу Императора Николая II. В Гражданской войне принимали участие десятки бронепоездов, но в Великой Отечественной решающей роли не сыграли. Они оказались слишком уязвимой мишенью для артиллерийских и воздушных ударов. Чтобы парализовать бронепоезд, достаточно было уничтожить железнодорожное полотно спереди и сзади. Под бронеплощадкой подразумевается усиленная железнодорожная платформа, защищённая броней и вооружённая артиллерией и пулемётами. С 1942 года на них стали устанавливать танковые башни. Для отражения воздушных атак существовали зенитные бронеплощадки. В состав бронепоезда входило несколько таких броневагонов, паровоз и контрольные платформы впереди состава для обнаружения минирования путей.

-22

Танк Т-34
Под Москвой танки Гудериана столкнулись с новым советским оружием, танком Т-34. Приказ о постановке Т-34 в серийное производство был подписан Комитетом обороны 31 марта 1940 года, однако их выпуск задерживался из-за нехватки комплектующих. Но уже в 1941 году с заводских конвейеров сошли почти 3000 машин и их внезапное появление помогло остановить немецкое наступление. Т-34 превосходил немецкие машины и в вооружении, и в броне. Тридцатьчетвёрка с пушкой 76-мм стала основным танком Красной Армии до 1944 года.

-23

Танк КВ-1С
Танк «Клим Ворошилов, скороходный» был разработан в 1942 году как модернизация базового КВ-1. Скорость была увеличена за счёт уменьшения массы танка. Обтекаемая башня представляла собой броневую отливку сложной геометрической формы с толщиной брони по бортам 75 мм. Толщина брони маски орудия и лба башни достигала 82 мм. Вооружение танка – пушка 76-мм и три пулемёта.

-24

Реактивный миномёт БМ-13Н «Катюша» на шасси «Студебеккер»
В марте 1941 года были успешно проведены полигонные испытания установок, получивших обозначение БМ-13 (боевая машина со снарядами калибра 132 мм). Реактивный миномёт на шасси грузового автомобиля ЗИС-6 поступил на вооружение за день до начала войны, а 3 августа батарея старшего лейтенанта П.Дегтярёва произвела первый залп по врагу.

-25
-26

Истребитель Bf-109 (Германия) 1941
Messerschmitt Bf.109 являлся основным истребителем люфтваффе на протяжении всей Второй мировой войны, при его создании конструкторы использовали все технические новинки своего времени. Боевое крещение самолёт прошёл в Испании в 1936 году, позднее использовался на всех театрах военных действий – от воздушных налётов на Британию до Северной Африки.

-27

Истребитель ДИ-6. 1936

-28

Штурмовик Ил-2. 1941
Штурмовик был создан в ОКБ-240 под руководством авиаконструктора Сергея Ильюшина, его серийное производство началось в феврале 1941 года. Конструкторы называли свой самолёт «летающим танком», а немцы – «мясорубкой». Это самый массовый боевой самолёт в истории, изготовленный в количестве более 36 тысяч экземпляров.

-29

Истребитель Як-3
Истребитель Як-3, разработанный в ОКБ Яковлева, прошёл боевое крещение в июне 1943 года во время битвы на Курской дуге. При его создании конструкторы улучшили живучесть, боевые характеристики и огневую мощь предыдущей модели Як-1М.

-30

Зенитная прожекторная станция на шасси ЗИС-12 предназначалась для обнаружения и освещения в ночное время самолетов противника с целью уничтожения их огнем истребительной авиации и зенитной артиллерии.

-31

37-мм зенитная пушка образца 1939 года стала первой советской автоматической зенитной пушкой, запущенной в крупносерийное производство. Помимо борьбы со штурмовиками, истребителями-бомбардировщиками и пикирующими бомбардировщиками в 1941 году использовались и как противотанковые орудия.

-32

Бензозаправщик БЗ-43

-33

Легковой автомобиль «Опель Олимпия» (Германия) 1938

-34

Легковой автомобиль ГАЗ-М 1
ГАЗ М-1 был создан в 1936 году на основе технической документации Ford. Конструкторы внесли немало изменений, чтобы адаптировать машину к местным условиям эксплуатации. К началу войны свыше 10 000 машин были приписаны к штабам и тыловым учреждениям РККА и в первые годы Великой Отечественной «Эмка» стала основным штабным автомобилем, пока её не заменили ленд-лизовские и отечественные внедорожники.

-35

Автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-67Б
Серийный выпуск полноприводных легковых автомобилей ГАЗ-67 был налажен в 1943 году, машина широко использовалась на фронтах наряду с ленд-лизовскими Willys MB и Ford GPW.

-36

Санитарный автомобиль ГАЗ-А. Машина была выпущена небольшой партией в 1933 году. Санитарное помещение отделено от кабины водителя глухой перегородкой. Внутри фургона на скамейках для раненых и медиков могло поместиться шесть человек и носилки. Все попадали внутрь через задние распашные двери.

-37

Грейдер ГТМ

-38

Минный раскладчик. 1942

-39

Осколочная мина. 1941

-40

САУ Мардер 38М (Германия) 1943
Лёгкое бронирование могло защитить экипаж Мардер-38М только от пуль и осколков, зато эта самоходка обладала высокой мобильностью. САУ выдвигались на огневую позицию, вели огонь по противнику и затем быстро меняли позицию.

-41

Пушка Pak-38 (Германия) 1940

-42

76-мм противотанковая пушка ЗИС-3. 1942
Дивизионная пушка ЗИС-3 образца 1942 года стала основным противотанковым орудием Великой Отечественной войны. Конструктор Василий Грабин начал её разработку в мае 1941 года, а уже осенью опытные образцы отправлены на фронт.

-43

57-мм противотанковая пушка ЗИС-2. 1943
Для борьбы с бронированными гигантами широко применялась противотанковая пушка ЗИС-2, поступившая в войска летом 1941 года и опередившая своё время. На момент создания у вермахта не было тяжёлых танков и производство ЗИС-2 свернули в пользу более лёгких и экономичных «сорокапяток». Острая потребность в ЗИС-2 появилась позднее.

-44

122-мм гаубица Д-1. 1943

-45

160-мм миномет МТ-13. 1943

-46

203-мм гаубица Б-4М. 1931
Разработка советской гаубицы большой мощности велась с 1920-х годов, Б-4М принята на вооружении РККА в 1933 году. Во время войны с Финляндией эти гаубицы успешно использовались для уничтожения финских бункеров, в годы Великой Отечественной войны батареи Б-4М перевели в резерв Верховного Главнокомандования и применяли с 1942 года в наступательных операциях.

-47
-48

Железнодорожный артиллерийский транспортер ТМ-1-180. 1935
Идея установить тяжёлые орудия на железнодородной платформе возникла в 1927 году. Испытания на полигоне прошли успешно, платформа фиксировалась выдвижными опорами и 180-мм орудие могло вести круговой обстрел. К началу войну было изготовлено 20 артиллерийских установок. Предполагалось, что они будут эффективны в борьбе с вражеским флотом, поэтому базировались под Ленинградом и на Чёрном море.

-49

Артиллерийская установка ТМ-3-12
Транспортер Морской, тип 3, калибр 12 дюймов, 305-мм железнодорожное артиллерийское орудие образца 1938 года — сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система с орудиями от затонувшего линкора «Императрица Мария». Было выпущено три таких системы, объединённых в 9-й отдельный артиллерийский железнодорожный дивизион. Орудия принимали участие в Советско-финской войне, после которой были перебазированы на военно-морскую базу Ханко. С началом Великой Отечественной войны участвовали в обороне базы, где перед эвакуацией базы были подорваны. Финны смогли их восстановить, а после войны вернули в Советский Союз. ТМ-3-12 несли боевое дежурство в Балтийске до 1961 года, а после заняли места в музеях.

-50

Малый танк Т-60. 1941-1942

-51

Танк Т-70Б. 1942-1943

-52

САУ СУ-100. 1944
Впервые СУ-100, вооружённые 100-мм пушкой, были применены в январе 1945 года при освобождении Будапешта. В ходе Балатонской операции самоходки успешно отразили контратаку немецкой танковой армии.

-53

САУ ИСУ-152
Самоходно-артиллерийская установка ИСУ-152, созданная в 1943 году, была вооружена 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20С. За разрушительную огневую мощь наши солдаты прозвали самоходку «Зверобой», а немцы – «Консервный нож».

-54

Тяжелый танк ИС-2
Тяжёлые танки «Иосиф Сталин», вооружённые 122-мм пушкой Д-25Т и защищённые 120-миллиметровой лобовой бронёй, стали самым мощным советским серийным танком Великой Отечественной войны. ИС-2 успешно использовался во время штурма укреплённых районов и взятии таких городов, как Будапешт, Бреслау, Берлин.

-55

Тяжелый танк ИС-3
ИС-3 проектировался в годы войны, но участия в боевых действиях не принимал. Первые машины сошли с заводского конвейера в мае 1945 года.

-56

Морская мина
Еще в XVI веке китайцы использовали подобие морских мин против японских пиратов. В XIX веке Борис Якоби создал гальваноударную мину, успешно применявшуюся в Крымской войне. Такие мины срабатывают при ударе корабля по выступающему из корпуса мины колпаку, в котором находится стеклянная ампула с электролитом гальванического элемента. На вооружении советского ВМФ состояли мины КБ (Корабельная Большая), разработанные к 1931 году. Мина крепилась якорем на заданную глубину, на её корпусе находились пять гальваноударных рожков, при касании с которыми происходил взрыв 230-килограммового заряда. До приведения мины в боевое состояние рожки защищались чугунными колпаками.

-57

Торпедный катер «Комсомолец»
В 1940—1950 годы со стапелей феодосийского судостроительного завода «Море» сошло более 200 торпедных катеров типа «Комсомолец». Они были вооружены двумя торпедными аппаратами, глубинными бомбами, двумя крупнокалиберными пулемётами.

-58
-59
-60
-61

Истребитель Р-63 «Кингкобра» (США)

-62

Танк М4А2 «Шерман» (США)

-63

Танк Matilda IV (Англия)

-64

САУ Т48 на базе М3 (США)

-65

Амфибия Ford GPA (США) 1944

-66

Огнемет Виккерс МКII (Англия) 1944

-67

75-мм пушка (Япония) 1934
Вторая Мировая война завершилась 2 сентября 1945 года на Дальнем Востоке после капитуляции Японии.

-68

Танк Чи ха (Япония)

-69

Танк Ке ну (Япония)

-70

57-мм зенитная пушка Р10 (Чехословакия) 1956

-71

76-мм горная пушка М99. 1958

На площадке представлены и послевоенные образцы вооружения и техники из разных стран.

-72

Вертолет КА-26

-73

Фотографии: Евгений Чесноков

Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:

Яндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест
Город на память | Дзен

#городнапамять #москва #поклоннаягора #музей #великаяотечественнаявойна #война #история #паркпобеды #выставка