Одними из самых тяжелых для устранения, критически важных замечаний экспертиз проектной документации, являются замечания об отсутствии полных, исчерпывающих сведений об объектах культурного наследия (ОКН) и зон с особыми условиями использования территорий, связанных с объектами культурного наследия[1], либо отсутствии согласующих документов в тех случаях, когда объекты культурного наследия на участке есть. В этой статье мы подробно разберем процедуру получения сведений об объектах культурного обследования и связанных с ними необходимых согласованиях государственных контролирующих органов.
В каких случаях выполняется получение сведений о наличии или отсутствии на участке объектов культурного наследия: во всех случаях, когда на участке планируется проводить земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы (ст. 28 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ). Проще говоря, во всех случаях. Вне зависимости от того, идет объект на экспертизу или нет, а также - обратите внимание - при сносе (демонтаже) объекта. Изучению подлежат как земельные участки, так и участки акватории.
Каким образом выполняется получение сведений о наличии или отсутствии на участке объектов культурного наследия: Заинтересованное лицо (девелопер, застройщик, проектировщик, изыскатель, а также физические лица вне зависимости от наличия допусков СРО) направляет в уполномоченный государственный орган письмо-запрос с просьбой предоставить необходимые сведения и приложением графического материала, позволяющего однозначно идентифицировать границы, в которых будут выполняться намечаемые строительные и иные работы. Графический материал – половина запроса,
Уполномоченным государственным органом является, как правило, региональный орган охраны объектов культурного наследия в ранге министерства, департамента правительства, регионального комитета и т.п. Имеется два исключения из этого правила:
а) объекты культурного наследия федерального значения, включенные в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2009 N 759-р «О перечне отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Минкультуры России» - об этих объектах мы расскажем отдельно,
б) объекты культурного наследия местного значения в тех случаях, когда полномочия по их защите не переданы из муниципального района в региональный орган. Но, такое бывает очень редко.
Важно! В письме-запросе необходимо указать ВСЕ имеющиеся на данный момент в законодательстве виды объектов культурного наследия и зон, с ними связанных, а также задать вопрос, имеются ли объекты культурного наследия на участках, непосредственно связанных с участком ведения намечаемых работ.
ПРИМЕР ТЕКСТА ЗАПРОСА
Прошу Вас предоставить информацию о наличии, либо отсутствии на участке, отводимом для реализации проекта «Наименование проекта по титулу», расположенного по адресу: адрес земельного участка,
объектов культурного наследия федерального, регионального, местного значения, включенных в Единый государственный реестр; выявленных объектов культурного наследия; объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия; зон охраны объектов культурного наследия; защитных зон объектов культурного наследия.
Прошу также предоставить информацию о наличии, либо отсутствии на участках, непосредственно связанных с участком отводимым для реализации проекта, объектов культурного наследия федерального, регионального, местного значения.
К письму-запросу должен быть приложен графический материал, который позволяет однозначно идентифицировать границы проведения намечаемых работ (включая не только контуры будущих объектов, но и границы временных отводов для строительства и внешнеплощадочных сетей, если эти сети выполняются в этом проекте) с привязкой к местности. Не рекомендуется указывать в запросах исключительно номера кадастровых участков. Во первых, потому, что кадастровый участок может быть значительно больше площади размещаемого объекта – и возрастает риск что на участке окажется объект культурного наследия и связанные с ним обременения, о которых пойдет речь позже. Во вторых, потому что кадастровый участок может быть значительно меньше площади размещаемого объекта – и тогда полученные сведения будут неполными, что потом чревато большими проблемами на экспертизе. А вот полный титул объекта проектирования указывать во всех случаях обязательно.
После того, как ответ от государственного уполномоченного органа будет получен, его необходимо внимательно проверить. Крайне важно получить в ответе госоргана полные исчерпывающие сведения, достаточные для проектирования, выраженные в явном виде.
Что значит полные исчерпывающие сведения, достаточные для проектирования, выраженные в явном виде? Это значит, что сведения даны:
а) с перечислением всех категорий объектов культурного наследия и зон с особыми условиями использования территории, с ними связанных. См. пример выше.
б) о каждой из категорий можно сделать однозначный вывод – имеется на участке или отсутствует.
До сих пор встречаются случаи уклончивых ответов государственных органов, например «сведения об ОКН отсутствуют», «ОКН не выявлены» или предоставления неполной информации, например когда написано об отсутствии объектов культурного наследия, но не написано о зонах охраны ОКН и защитных зонах ОКН. Также случается, что не упомянуты выявленные ОКН или объекты, обладающие признаками ОКН.
ПРИМЕР НЕПОЛНЫХ СВЕДЕНИЙ
В ответе Государственного органа по важному инфраструктурному объекту содержалась формулировка, в числе прочего: «охранные зоны ОКН на участке отсутствуют». Данные сведения не являются полными. Дело в том, что согласно ст. 34 № 73-ФЗ охранные зоны – лишь частный случай зон охраны ОКН. В состав зон охраны объектов культурного наследия входят как охранные зоны объектов культурного наследия, так и зоны регулирования и застройки хозяйственной деятельности и зоны охраняемого природного ландшафта. В ходе дальнейшего разбирательства было выявлено, что на участке, подлежащим воздействию строительных работ, размещалась зона охраняемого природного ландшафта, которую государственный орган не указал из-за того, что подвергся административному давлению в связи с важностью инфраструктурного объекта. В итоге стремление помочь вышло боком – перестановка всего лишь двух слов привела к тому, что Заказчик получил отрицательное заключение государственной экспертизы, т.к. не успел подготовить необходимую документацию и получить согласования, о которых см. далее.
После получения письма государственного уполномоченного органа, в том случае если в письме ярко выражено отсутствие всех существующих категорий объектов культурного наследия и зон, связанных с ними, – дальнейшее освоение участка проводится в порядке, предусмотренным законодательством. Иные разрешительные документы в части объектов культурного наследия – не требуются. Еще раз обращаю Ваше внимание, уважаемые коллеги, отсутствие этих всех категорий должно быть в явном виде, такие формулировки как "сведения отсутствуют" – не являются информацией об отсутствии. Цена ошибки в этом вопросе высока так как получение согласований по ОКН – очень длительная и дорогостоящая процедура, но еще дороже цена отрицательного заключения экспертизы, о которой мы когда-нибудь планируем отдельную статью.
Процедура получения согласований по ОКН
В тех случаях, когда гос. орган пишет об отсутствии сведений (об объектах культурного наследия и связанных с ним зон), даже по одной из категорий, – производятся инженерно-археологические изыскания (археологическая разведка) и государственная историко-культурная экспертиза результатов этих инженерно-археологических изысканий.
Процедура инженерно-археологических изысканий включает в себя: заключение договора с организацией, которая имеет допуск для проведения инженерно-археологических изысканий, после чего эта организация получает открытый лист на проведение археологической разведки, проводит археологическую разведку, составляет технический отчет о результатах, передает результаты инженерно-археологических изысканий (самостоятельно или через Заказчика) для проведения государственной историко-культурной экспертизы.
Государственная историко-культурная экспертиза проводится в соответствии со ст. 28 ФЗ 73. Ее проводит региональный государственный орган по охране объектов культурного наследия.
При этом, сроки проведения государственной историко-культурной экспертизы не подлежат сокращению. Обычно она проходит в течение 1 месяца, после которого в течение 2 недель проводится общественное обсуждение результатов государственной историко-культурной экспертизы и этот срок (2 недели) сокращению также не подлежит. И только после того как результаты государственной историко-культурной экспертизы опубликованы на сайте государственного органа и прошли общественное обсуждение в течении 2х недель, только тогда государственный уполномоченный орган выдает официальное письмо об отсутствии на участке объектов, обладающими признаками объектов культурного наследия.
Таким образом, возможность получить сведения от государственного органа и снять замечания экспертизы в срок имеется, если у Вас есть в запасе 1,5 – 2 месяца, и если на участке действительно нет объектов археологического наследия. Согласитесь, лучше озаботиться решением этого вопроса до захода в экспертизу.
Если на участке есть объект культурного наследия или его ЗОУИТ.
В тех случаях, когда на участке имеется объект культурного наследия или связанная с ним зона (любой категории), а также в случаях, когда объект культурного наследия имеется на участке, непосредственно связанном с участком намечаемого строительства, застройщик или проектировщик обязан разработать раздел проектной документации "Перечень мероприятий по охране объектов культурного наследия", после чего этот раздел тоже подлежит государственной историко-культурной экспертизе. Совершенно верно, в этом случае проводится вторая историко-культурная экспертиза и ее сроки тоже не подлежат сокращению. Процедура общественного обсуждения результатов государственной историко-культурной экспертизы также проводится в течение 2 недель, и сокращению этот срок также не подлежит. И только после завершения всех этих процедур, по результатам положительного решения государственной историко-культурной экспертизы, государственный уполномоченный орган выдает письмо о том, что перечень мероприятий соответствует требованиям законодательства об охране объектов культурного наследия.
Выводы о перспективах исхода экспертизы при халатном отношении к вопросам, связанным с ОКН легко сделать самостоятельно. К счастью, коллеги, у Вас есть мы – специалисты по спецразделам и согласованиям! Мы с удовольствием организуем для Вас работу по сбору сведений об объектах культурного наследия, разработке Перечня мероприятий по охране объектов культурного наследия, проведению Государственной историко-культурной экспертизы. Единственное, очень важно иметь достаточно времени для этих согласований.
Также Вы всегда можете обратиться за бесплатной консультацией.
Подписывайтесь на наши социальные сети
https://vk.com/ecologyservices
[1] ЗОУИТ – зоны с особыми условиями использования территории