Найти тему
Россия на чужбине

РУССКАЯ ПОСОЛЬСКАЯ ОБИТЕЛЬ В КИТАЕ. Часть I. Сретение.

Оглавление

Современные тесные российско-китайские отношения возникли, безусловно, не на пустом месте. Они имеют давнюю историю. Что нам о ней известно?

Первое взаимодействие России и Китая начинается ещё в XVII веке. Далеко не последнюю роль в сближении двух соседей сыграл русский православный монастырь, основанный почти триста лет назад в Пекине.

Предпосылки создания обители

В XVII веке Российское государство начинает активно осваивать Сибирь и продвигаться на Восток. В это время происходили некоторые приграничные столкновения с Китаем. Так, в 1685 году на реке Амур цинская армия взяла русскую крепость Албазин. При этом более 40 казаков, захваченных в плен, были переселены в Пекин, где для них впоследствии была устроена часовня святителя Николая Чудотворца (позже был освящен храм Святой Софии). Первым священником на китайской земле стал отец Максим Леонтьев.

Русская духовная миссия в Пекине (Северное подворье) на том месте, где размещался первый храм казаков албазинцев
Русская духовная миссия в Пекине (Северное подворье) на том месте, где размещался первый храм казаков албазинцев

В 1700 году молодой царь Петр I подписан указ, который предписывал найти в городах и монастырях Малороссии благочестивых ученых монахов для организации миссионерской деятельности в Поднебесной:

«Для утверждения и приумножения в православную веру и проповедь св. Евангелия в идoлопоклонных народах [в Китае], … указал писать к киевскому митрополиту [Варлаaму Ясинскому], чтоб он, подражая о том святом и богоугодном деле, поискал в малороссийской своей области в городах и монастырях из архимандритов и игуменов или иных знаменитых иноков доброго и ученого и благого жития человека, которому бы в Тобольске быть митрополитом, и мог бы Божией помощью в Китае и в Сибири в слепоте идолoслужения и в прочих неверствиях закоснелых человек приводить в познание и служение истинного, живого Бога, и привел бы с собою добрых и ученых не престарелых иноков двух или трех человек, которые бы могли китайскому и мунгальскому языку и грамоте научитись …».

Царь Петр I (1672 – 1725)
Царь Петр I (1672 – 1725)

Вскоре после кончины священника Максима Леонтьева, в Пекин был отправлен уже представитель чёрного духовенства, т.е. из числа монашествующих. Им стал архимандрит Иларион (Лежайский), который в 1715 (1716) году прибыл на место служения вместе с иеромонахом Лаврентием, иеродиаконом Филимоном и другими. Таким образом, было положено начало многолетнему присутствию русских иноков в Китае.

Интересно отметить, что император Канси (1654 – 1722) с особым вниманием принял православных миссионеров, назначив им солидное жалованье. При этом они были причислены в высшие сословия Цинской империи (например, архимандриту Илариону был пожалован чин чиновника (мандарина) 5-й степени).

Император Канси 1654–1722.
Император Канси 1654–1722.

Основание обители

В столице Китая было два основных центра, где велась разноплановая духовно-просветительская, дипломатическая, хозяйственная и иная деятельность миссионеров из России. Один из них находился на территории посольского двора в юго-восточной части внутреннего города (эту миссию стали называть Наньгуань или Южное подворье). Другой размещался в районе расселения албазинцев в Бейгуане (Северное подворье), где находилась Софийская церковь, которая в 1732 г. была переименована в Успенский собор.

В период с 1728 по 1730 гг. на Южном подворье был построен храм. В декабре 1736 г. русское духовенство освятило новую церковь во имя Сретения Господня, и при нем был основан Сретенский монастырь (вероятно решение об основании монашеской обители было принято ещё в 1732 г.).

Вид Пекинского Сретенского монастыря и посольского двора в Наньгуане (Южное подворье)
Вид Пекинского Сретенского монастыря и посольского двора в Наньгуане (Южное подворье)

Монашеская обитель, как и сама миссия, находились в подчинении Тобольского митрополита. Но это продолжалось недолго.

Посольская обитель

На протяжении многих десятилетий главным ядром Российской миссии в Пекине были монашествующие, через которых примерно полтора века осуществлялись дипломатические контакты между русским и китайским правительствами.

С 1745 до 1864 года руководящим органом Русской духовной миссии в Китае стала Коллегия иностранных дел. Русская Церковь, представленная в Поднебесной монашествующими, неплохо справлялась не только с миссионерской работой, но и дипломатической. Православные миссионеры пользовалась доверием китайского правительства. Вероятно, монах-дипломат лучше подходил для такой деятельности, т.к. он не был обременён семейными заботами и при этом обладал большей свободой для маневров в политических делах.

Колокольня в китайском стиле в русском монастыре в Пекине (Северное подворье)
Колокольня в китайском стиле в русском монастыре в Пекине (Северное подворье)

Кстати, символично, что монастырь был назван в честь праздника Сретения Господня. В переводе с церковнославянского «сретение» — это встреча. Здесь, в монастыре при Российской миссии по-настоящему встретились и сблизились две разные цивилизации: китайская и русская.

Продолжение будет…

Источники:

  1. Бирюкова К.В. Храмы Российской Духовной Миссии в Китае // Ученые записки Орловского государственного университета. 2015, №6 (69).
  2. Головин С.А. Российская духовная миссия в Китае: Исторический очерк. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013.
  3. Православные монастыри Российской империи / Сост. Л.И. Денисов. Москва: Издание А.Д. Ступина, 1908.