Пусть и с опозданием, но все-таки хочу прокомментировать мартовский призыв помощника Президента по культуре Владимира Мединского ввести в общеобразовательных учреждениях традицию воспевания страны, российского флага и государственных символов.
По примеру того, как это делается за океаном (усиливая и конкретизируя патриотическое начало в каждой, еще окончательно не сформировавшейся личности).
Не знаю, почему именно сейчас мы - вдруг! - заговорили о воспитании патриотизма на законодательном уровне; почему только в позапрошлом году были внесены поправки в Закон "Об образовании", который рекомендовал изыскать способы (методику) формирования чувства патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения, видимо, до этого у нас с ними - чувствами трепетного и уважительного отношения к своей стране - все было в порядке. Но, слава труду, что теперь обойти закон нельзя. Вопрос в другом: на каких примерах мы будем воспитывать эти чувства гордости за свою страну? Современной России, думаю, со мной многие согласятся, нужны не только "старые", но и новые герои, которые могут служить образцами и мужества, и патриотизма, и жизненной стойкости и любви к Родине. Нужны т.н. символы нации, на которых юным захотелось бы быть похожими. (Без притворства).
Начну с Георгия Константиновича Жукова, которого из нынешних юных жителей России мало кто знает. Помню, как перед 65-летием Победы мы с коллегами-журналистами проводили опрос среди учащихся одной из петербургских школ (приехали в нее делать репортаж), кого из командующих фронтами Великой Отечественной войны они знают. Одно юное очарование с косичками, в числе первых, назвала имя Георгия Жукова, дескать, был такой военачальник, но что именно он делал - неизвестно. Но "моя бабушка точно знает". И на этом - всё.
Уже позже, когда я беседовала с бывшим комсоргом 756-го гвардейского полка знаменитой на весь мир 150-й гвардейской дивизии, освобождавшей Берлин, Николаем Михайловичем Беляевым, он несколько раз подчеркнул, что именно Георгия Константиновича как огня боялись советские командиры. Именно к нему могли запросто обратиться "простые бойцы, чтобы получить разъяснение и помощь. И когда он появлялся в войсках (мог и неожиданно), политруки, которые отвечали за моральное состояние бойцов, искали пятый угол: солдат должен был идти в бой, будучи твердо уверенным, что делает это ради общего блага, по совести, а не только из-за того, что это - приказ. Родина - одна.
За Гагарина я в школе дралась! Да, вот так. Было еще в "началке", когда чувство патриотизма уже есть, но еще мучительно мало ума. Мы с одноклассницами не единожды затевали спор, кто "вырастет и поженится" за первого космонавта СССР, пока однажды не сцепились так, что нас разнимали, едва ли не разливали водой! Дуры вы, сказала пра-пра, погиб Юрий Алексеевич, как герой. Но чувство гордости - это хорошо. А я все смотрела на его портрет, висящий в коридоре школы, и вздыхала, какой же он все-таки красивый, улыбчивый, этот герой. А какой бесстрашный! Полететь в Космос! Страшно так, что просто слов нет!
Могут ли они, современные дети, гордиться первым полетом человека в Космос? Непременно! Потому что это - важная веха в истории нашей страны. И гордость вызывает не только то, что мы сделали это первыми в мире, но и то, что первый космонавт Союза - советский офицер, для которого Родина и честь - синонимы.
Я могла бы перечислять славные имена российской истории не просто долго, а очень долго. И не только ХХ века. И вы сами знаете это.
Мне хотелось бы поднять другую тему: на каких современных примерах мы можем воспитывать чувство гордости за страну? Кто является сегодня для нас безусловным нравственным ориентиром?
Буду рада услышать ваше мнение, друзья.