Часть 1. Статья будет полезна для тех, кто хочет научиться подбирать масло для автомобиля и понимать информацию на этикетке. Разберемся в обозначениях классов вязкости на примере масла 5W-30. Чтобы легче было разобраться - разбили статью на 2 части.
1. Два критерия выбора моторных масел
Производитель автомобиля разрабатывает технические требования для масел. Это нужно, чтобы двигатель работал исправно и долго. Спецификации указаны в руководстве по эксплуатации. Моторное масло выбирают по этим двум критериям:
1. ДОПУСК
Набор технических требований к свойствам масла. Масло должно защищать от износа, коррозии и отложений, быть стабильным и не испаряться. Это проверяют с помощью десятков тестов в лабораториях и на стендах с двигателями.
Примеры допусков: API SN, ACEA A3/B4, BMW LL-04, VW 504.00/507.00.
2. КЛАСС ВЯЗКОСТИ
Требования к вязкости моторного масла:
— при низких температурах, в момент холодного пуска двигателя
— при высоких температурах, при рабочих условиях в двигателе.
Примеры классов вязкости: 5W-30, 5W-40, 0W-30, 10W-40, 15W-40.
2. Классы вязкости моторных масел
Чтобы в любой точке мира водитель мог найти масло для автомобиля, было найдено решение. Автопроизводители приняли единый стандарт — SAE J300. Этот стандарт классифицирует моторные масла по вязкостно-температурным свойствам. Спецификацию разработало общество Автомобильных инженеров SAE (Society of Automotive Engineers).
0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W, 8,12,16, 20, 30, 40, 50, 60 — классы вязкости моторных масел.
Данные цифры — это условные индексы, а не температура применения. Неправильно считать, что масло 5W-30 можно применять до +30 градусов, а масло 5W-40 до +40.
Классы вязкости делятся на два типа:
- НИЗКОТЕМПЕРАТУРНАЯ ВЯЗКОСТЬ
Первая цифра в обозначении: SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W
"W"-winter/зима.
- ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНАЯ ВЯЗКОСТЬ
Вязкость масла при рабочих температурах в двигателе
Вторая цифра в обозначении: SAE 8, 12, 16, 20, 16, 20, 30, 40, 50, 60.
Всесезонные масла имеют двойное обозначение через «тире»: 5W-30, 10W-40, 0W-20, 10W-30
99% моторных масел для легковых автомобилей — «всесезонные». С 60−70-х г. в легковых автомобилях не используют отдельно «зимние» и «летние» моторные масла.
3. Низкотемпературная вязкость: 5W-xx
Запуск автомобиля зимой — это стресс для двигателя. Успешный запуск двигателя в мороз зависит от ряда факторов: качества топлива, состояния аккумулятора и фильтров, свечей зажигания, уровня износа в двигателе, моторного масла.
От качества и вязкости масла при низких температурах зависит не только запуск, но и срок службы двигателя. При понижении температуры вязкость масла повышается и оно загустевает. Масло постепенно превращается в желе, а потом полностью застывает. Поэтому производители установили параметр низкотемпературной вязкости для масел.
Первая цифра «0W/5W/10W» — вязкость масла в момент холодного пуска. Чем ниже первая цифра «XW -», тем меньше вязкость масла при отрицательных температурах.
Диапазон применения масел при отрицательных температурах в зависимоти от зимнего класса вязкости
4. Почему при низких температурах лучше использовать масла с низкой вязкостью?
Например, вместо 5W-30 выбрать 0W-30, или вместо 10W-40 - купить 5W-40.
5 преимуществ применения масел с низкой вязкостью при холодном пуске:
1. УСПЕШНЫЙ ХОЛОДНЫЙ ПУСК
Более легкое проворачивание двигателя стартером. Не рекомендуем заводить автомобиль в -30 градусов с маслом 10W-40.
2. ПРОКАЧИВАНИЕ МАСЛА
Масляный насос прокачивает жидкое масло по системе смазки двигателя под давлением. При холодном пуске нужен режим, не допускающий сухого трения в деталях.
3. ЗАЩИТА ОТ ИЗНОСА
Жидкое масло быстрее поступает ко всем точкам смазки. Особенно до отдаленных деталей — газораспределительного механизма. Масло 0W-30 достигнет точек смазки быстрее чем 5W-30 и 10W-30 даже в - 5 градусов.
4. ЭКОНОМИЯ ТОПЛИВА
Чем быстрее двигатель достигнет рабочей температуры, тем меньше топлива потребуется для прогрева.
Можно сэкономить до 3% топлива при использовании масла 0W-30 по сравнению с 5W-30.
5. БОЛЕЕ НИЗКАЯ ТЕМПЕРАТУРА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Масло 0W-40 можно использовать и в - 35 градусов, а вот 10W-40 только до - 25 градусов.
Первую цифру зимней вязкости выбираем в зависимости от температуры холодного пуска двигателя.
Про высокотемпературную вязкость читайте в статье: "Вязкость масла: вторая цифра "5W-30" на канистре масла. Часть 2":
Напишите в комментариях какой класс зимней вязкости вы используете в своем автомобиле?