Помните, как мартышка в мультфильме мерила удава попугаями?
На самом деле, подобное упрощение - это очень эффективный метод развития у ребенка когнитивной способности упорядочивать объекты. В 1940-х годах специалист по психологии развития Жан Пиаже заметил, что в то время как взрослые могут почти неосознанно сортировать перемешанные палочки по размеру, дети до 5 лет часто не справляются с этой задачей. И только к 7 годам они полностью осваивают этот навык.
Но как быть с размерами и расстояниями, присущими макро и микромиру? Как объяснить соотношения объектов космических или микроскопических масштабов? Тем более что, например, каждое изображение Солнечной системы в интернете или учебниках сильно искажено в плане расстояний между планетами. Из-за этого у детей (и многих взрослых) возникают ошибочные представления о масштабах. И требуется творческий подход, чтобы побороть эти заблуждения.
Вот несколько общих советов:
- старайтесь сравнивать с чем-то измеримым;
- большие числа переводите в понятные вещи (столько-то футбольных полей, городов Москва и т.д.);
- укрупняйте очень мелкое и уменьшайте очень большое;
- добавляйте элемент наглядности: по возможности, кладите на стол все предметы, которые обсуждаете;
- если возможно, сравнивайте с частями тела - дети в них неплохо разбираются.
А вот несколько примеров, как с помощью упрощения наглядно объяснить детям невообразимо большие и малые масштабы, такие как размеры объектов Солнечной системы, этапы биологической эволюции, а также микромир.
Сравниваем с измеримым
Если бы Земля была размером с помидор черри, то Луна стала бы горошиной черного перца. Положите их на дистанции примерно 1 метр друг от друга - это будет масштабированное расстояние между этими планетами в реальности. А расстояние от Земли до Солнца в таком случае составит 500 м. Можно также добавить, что Уран был бы размером с яблоко, а Юпитер - с арбуз.
Переводите большие числа в понятные вещи
Длина экватора Земли - примерно 40 тысяч километров. Много это или мало? Если представить данное расстояние в Останкинских башнях, то получится 74 тысячи таких строений. А если в анакондах (самая длинная змея), то примерно 6,5 миллионов этих милых созданий.
Увеличивайте очень маленькое
Планете Земля - 4,6 миллиарда лет. Чтобы понять, сколько это, представьте, что всю ее историю можно уместить в один календарный год. Если Земля образовалась 1 января, то самая ранняя жизнь (например, водоросли) не появилась бы до марта. Рыбу мы впервые бы увидели в конце ноября. Декада динозавров - с 16 по 26 декабря. А первые люди - Homo sapiens - появились бы за 12 минут до полуночи 31 декабря.
Укрупняйте очень мелкое
Яблоко состоит из триллиона триллионов атомов. Если бы атом был размером в 1 сантиметр, то яблоко из таких атомов имело бы размер планеты. Вокруг ядра атома вращается электрон. Но расстояние между ними столь велико, что если представить ядро размером с человека и поставить этого человека в центре Москвы, то электрон будет передвигаться по МКАДу. А между ними - пустое пространство, которое составляет 99,999% атома.
Научная программа для детей "Микромир"
Наглядное представление о размерах микромира дети могут получить на нашей научной программе с одноименным названием. Мы собрали в одном месте все необходимое для погружения детей в невидимую глазу вселенную микроорганизмов. Приходите 2 или 3 апреля на программы “Микромир” для детей от 7-13 лет и “Наука под микроскопом” для 5-6 лет в Новотель на ст.м. Киевская.
А вы как объясняете детям соотношения масштабов? Расскажите в комментариях.