Последние несколько недель в большинстве супермаркетов мы наблюдали либо пустые полки, на которых прежде располагалась бытовая химия, либо полки с одиноко стоящими бутылками с запредельной ценой.
Тому есть объяснение. На фоне начала проведения специальной военной операции среди граждан возникли ажиотаж и стремление запастись впрок. Подлили масла в огонь санкции, вследствие которых иностранные производители объявили либо об уходе с российского рынка, либо о прекращении инвестиций в наш рынок.
Позднее, конечно, мы узнали, что они никуда не уходят, а продолжают работать в штатном режиме. Товары вновь появились на полках, однако цены на них к прежнему уровню не вернулись.
До сегодняшних событий я не особо задавалась вопросом, бытовая химия производства каких компаний (зарубежных или отечественных) представлена в наших супермаркетах и кому мы приносим многомиллиардную выручку, ежедневно приобретая тысячи тонн и литров средств для стирки, чистящих и моющих средств. Но когда в одночасье во всех супермаркетах своего района мне пришлось наблюдать пустые полки, я задумалась: «Хорошо, иностранные компании уходят, но российские же остаются? Почему полки пустые? Значит, бытовая химия, которой мы ежедневно пользуемся, – вся иностранного производства или торговые марки принадлежат иностранным компаниям?»
На проверку оказалось, что большинство марок бытовой химии, действительно, принадлежат иностранным компаниям. Из открытых источников мне удалось выявить 4 компании (думаю, это неполный перечень), которые зарегистрированы в РФ, товары и марки которых нам всем хорошо известны, более того, предпочтительны:
- американская компания Procter&Gamble (ООО «ПРОКТЕР ЭНД ГЕМБЛ»);
- немецкая компания Henkel (ООО «ХЕНКЕЛЬ РУС»),Reckitt Benckiser (ООО "Рекитт Бенкизер");
- и английские Reckitt Benckiser (ООО "Рекитт Бенкизер"), Unilever (ООО «ЮНИЛЕВЕР РУСЬ»).
Но на прилавках все же есть бытовая химия отечественных производства. Это товары марок:
- AOS, BIASEPT, BiMax, Sorti, Биолан, Завод Братьев Крестовниковыхъ, Традиции качества Белое детство, Я родился и др., которые производит казанская компания ПАО "Нэфис Косметик";
- АИСТ, БОС, Вихрь, Аистенок, Санокс, САНЭЛИТ, САНБЛИК и др., производит ЗАО «АИСТ» (г. Санкт-Петербург);
- Ушастый нянь, Sarma, Лотос, Мистер Чистер принадлежат АО "Невская Косметика" (г. Санкт-Петербург);
- БС Большая Стирка, Sanfor, ЧисТин, Sanita, Green Love, AROMA DROP, FIVE PLUS - АО «Ступинский химический завод» (МО, г. Ступино);
- Bio Mio, SPLUT, Biomed - ООО "СПЛАТ ГЛОБАЛ" (Новгородская обл.).
Всего мне удалось найти 32 (уверена, их больше) отечественных производителя бытовой химии (средства для стирки, различные моющие и чистящие средства, отбеливатели, товары личной гигиены и др.). География обширная: от Ленинградской до Омской области.
Напрашивается логичный вопрос: сколько на нас зарабатывают иностранные компании, а сколько российские? Т.е. сколько своих кровно заработанных мы перечисляем нашим отечественным производителям, тем самым развивая одно из направлений нашей химической отрасли, увеличивая рабочие места, поднимая нашу экономику, благосостояние и независимость (не побоюсь этого слова) нашей страны? А сколько мы вкладываем в развитие зарубежных (теперь даже недружественных) стран: США, Германии и Великобритании?
Для получения ответа достаточно взглянуть на бухгалтерскую отчетность и сравнить выручку (сколько всего продали товаров) и чистую прибыль (сколько всего заработали чистыми).
В диаграммах представлено сравнение выручки и прибыли 4-х иностранных компаний и 32-х российских (за период с 2018 по 2019 года).
Выручка, млрд.руб.
Чистая прибыль, млрд. руб.
Из диаграмм наглядно видно, что 4(!!!) иностранные компании зарабатывают несопоставимо больше, чем 32 российские вместе взятые. Иностранные компании за 3 года продали нам товаров на 448,7 млрд. руб., тогда как российские - всего на 146,2 млрд. руб.
Совокупная чистая прибыль иностранных компании за 3 года составила 33,9 млрд. руб. Это те средства, которые могут быть вывезены из нашей страны, инвестированы в производство на нашей территории или могут быть частично вывезены и частично инвестированы.
32 отечественные компании за 3 года в совокупности заработали 20 млрд. руб. А теперь представим, что наши производители могли бы заработать не 20 млрд. руб., а 53,9 млрд руб. (20+33,9), и эти средства осталось бы в нашей стране, в нашей экономике, могли бы быть инвестированы в улучшение качества товаров, расширение ассортимента и производства, развитие отрасли?
Столкнулись ли бы мы сегодня с дефицитом (хоть и временным) из-за угроз со стороны иностранных компаний (владельцев марок) уйти с российского рынка, прекратить поставки и инвестиции в развитие, с резким скачком цен (хотя, эту угрозу они выполнили)?
Несмотря на происходящие события в нашей стране и в мире, мы не перстнем стирать меньше. И если мы не обратимся к нашим отечественным производителям, то иностранные компании будут на нас зарабатывать еще больше (как минимум), будут иметь в руках рычаги для манипуляций и шантажа со всеми вытекающими последствиями. И на фоне текущих событий остается только гадать, во что американцы, англичане и немцы будут вкладывать заработанные на нас деньги...