В стиле интервью Риты Скитер и Клайва Баркера
Клайв Баркер. Здравствуйте, Рита!
Рита Скитер: Здравствуйте, Клайв.
Клайв Баркер: Скажите, дорогая Рита, чем вы сегодня попотчуете нас, грешных?
Рита Скитер. Разумеется, чтобы отвлечься от своей болезни и ничтожности бытия, я завела себе новое увлечение. Очень надеюсь, что оно пройдёт со мной через всю жизнь
Клайв Баркер. Наверное, это увлечение родом из детства, не правда ли?
Рита Скитер. Конечно, Клайв. Из детства. Как писал наш многоуважаемый отец Павел Флоренский, это "заветная и дорогая, но почти утраченная святыня детства. Это - тайная и скрываемая не только от сторонних взоров, но почти что и от своих собственных, надежда: ласка, тишина и кроткая умиренность, сияющие как один небесный образ из глубины собственного существа, до которой нет доступа, о которой не скажешь, так темно там все, кроме этой заветной звездочки, но которая однако есть на самом деле, и, - придет время, - окажется всем. Но для этого надо спуститься к ней, в бездонность себя самого, se ipsum transendere, - а возможно последнее не иначе, как кончиной. И вот, до того времени благоразумно молчать о материнстве земли, затаив это знание в себе, а жить и действовать другим - землею, как стихиею".
Клайв Баркер. Это очень романтично, Рита
Рита Скитер. Конечно, Клайв, конечно... Сами знаете, что когнитивным романтизмом и спасаемся.
Клайв Баркер. Что на этот раз, Рита, так привлекло ваше внимание?
Рита Скитер. "Морровинд", мой дорогой Клайв, великий "Морровинд".
Клайв Баркер. Почему именно он?
Рита Скитер. Вообще я, конечно, долго думала о том, что буду вам говорить, подозревая, что вы встретите меня именно этим вопросом... Поэтому сейчас, когда я снова начала играть в эту игру, я пришла к выводу, что сказать мало что могу. Но постараюсь. Вообще когда я снова включила эту великую историю души, я поняла, к какой невообразимой древности компьютерного мира я подключилась. Разумеется, "Морровинд" - это не "Скайрим" с его прокачкой и продуманностью, с его невероятным движком и всеми фишками, которые делают этот мир для тех, кто болен мечтательностью, таким притягательным и почти реальным... Нет. "Морровинд" гораздо проще, конечно же. И графика там проще, и мир тоже. Однако есть те, кто страдают ностальгией. Я так редко остаюсь наедине с собой, что понимаю, сколь близок мне этот мир, так часто напоминающий мне меня саму - простой, но не лишённый гордости. Очень захватывающий мир, предок "Скайрима", где даже на стенах висят флаги с изображением дракона, который впоследствии стал общепризнанным символом Eldеr Scrolls. Когда-то в шестнадцать я изучала этот мир со всем вниманием, каким-то шестым чувством понимая, какая это золотая жила. Тогда на задворках сознания я лелеяла мысль, что когда-нибудь напишу великую книгу по этой истории, продолжение типа фанфика, который станет смыслом и полнотой моей жизни. Вот так. Помните, наверное, эту захватывающую концепцию "Бесконечной книги" Михаэля Энде, в которой то, что пленяет мгновением, развёрнуто до бесконечности... Так вот. Современные компьютерные игры помогают нам глубже вжиться в эту роль героя неизвестного генеза. Заставить нас прочувствовать то, чего бы мы никогда не узнали из книг, не будучи полностью свободными от условностей игры. Ты творишь свою историю жизни сам, и покажите мне того человека, который не томился бы тоской по вечной необусловленности. Здесь - мир вещей, вещный мир, как мир Сей-Сенагон. Только всё это можно видеть воочию, не воображать и всевозможными комбинациями обращать в алхимические зелья, прокачивать навыки и на какое-то время забыть, что мы живём в мире, в котором магии нет места или осталось место весьма скромное. В "Морровинде" мы, конечно, не скованы в свободе перемещения и изучении мира, который один помогает нам понять все наши возможности и почувствовать настоящую красоту, ту, что может подарить только фантастический мир. Мир, созданный воображением очень талантливых людей, благодаря которым, быть может, ещё и дышит эта старушка-земля. У меня лично вызывает уважение один только талант и трудолюбие этих замечательных художников, которые способны преобразить нашу унылую реальность чистым золотом своей поэзии.
Клайв Баркер. Как красиво вы говорите, Рита!
Рита Скитер. Я делаю хорошо только то, что люблю, Клайв. Совсем недавно я исследовала пустотелый пень в той деревеньке, откуда герой (окажется ли он героем, или светлый гений полиняет - это уже другой вопрос) впервые выходит в большой мир, и поняла, что ничего не изменилось. Искусство, действительно, вечно, и такие великие творения всегда будут жить и светить людям в ночи. Вот так. Очень нравятся мне все эти диалоги, пусть и письменные, не устные, их приходится читать, и я нисколько не жалею о том, что когда-то убила огромное количество времени на исследование мира через эти описания, которые потом приходилось применять в реальности (игровой, разумеется), чтобы найти определённый объект. К тому же сами знаете, что мне очень нравятся продуманные миры. Миры со своей историей, мифологией, сказаниями, летописями, со всем, что помогает нам полюбить историю как науку, суметь благодаря ей прикоснуться к неизведанным культурам, суметь почувствовать то, что Флобер назвал "трепетом истории". Вот так. К тому же никто не отменял первостепенного воспитательного значения этих игр. Они прекрасны. Всякий раз, когда я вхожу в роль игрока и обрастаю многочисленными связями, у меня возникает ощущение, что я плету нить собственной жизни. Служу гильдиям, записываюсь в наёмники, принимаю участие в коллективных мероприятиях, даже становлюсь членом Тёмного Братства. Это всё на фоне неотразимых пейзажей варварского мира, который очень напоминает мне моё любимое опоэтизированное и романтичное Средневековье. Средневековье с той красотой, которая утрачена под спудом современной цивилизации. С её ценностями высшего порядка. Где, скажите мне, мы можем обрести рай, как не через ролевые игры, в которых во всей полноте раскрывается наш талант сотворчества миру реальному, столь несовершенному и такому утомительному? Только великие гении могли подарить миру отзвук горней красоты, которую ценишь только тогда, когда не заигрываешься. Странное, несколько противоречивое утверждение, но так оно и есть. Мне всегда нравилось изучать мир, бродить по нему, собирая "руту и горькие травы" (слова Дориана Грея о Сибилле Вейн в роли Корделии), чтобы после тихо-мирно создать какое-нибудь зелье, или действовать исподтишка, чтобы мои магические чары возымели больший эффект, чем те, кто действует холодным оружием. Хитрость, побеждающая силу. Кто-то познаёт мир через романы Достоевского, иной раз игры могут обучить тому, что ты сам бы никогда не узнал, если бы не попробовал принять участие в этой истории... Не стал тем, кем бы ты никогда не стал в реальной жизни не потому, что бездарен, неспособен или не имеешь желания вершить судьбы мира, а потому, что декорации, которые представляет мир нынешний, скучны. Да, я восхищаюсь современной архитектурой и понимаю, что наша цивилизация не менее интересна и загадочна, но где ещё, скажите на милость, вы увидите такой поразительной красоты древние постройки и почувствуете аромат отношений, существовавших века назад, как не в играх, ориентированных на медиевистику?.. Где ещё вы сможете приобрести навыки боевых чар, и это при том, что подобный образ жизни - вовсе не эскапизм?.. "Если ваша реальность такова, что от неё можно только сделать ноги, - говаривал старина Толкин, - то это не бегство дезертира с поля боя, это бегство пленника из темницы". Где ещё вы увидите на небе несколько лун, сменяющих одна другую, или рассветы, непорочные и чистые, восходящие над бесконечными морями, которые нужно переплывать или перелетать с помощью зелья левитации, чтобы добраться до дальнего острова, полного неведомых, разрушенных сооружений, ибо в этом мире с долгой историей развалинам отведено место такое же, как в нашем мире, в котором история ценится культурными людьми не меньше?..
Клайв Баркер. Действительно, где?..
Рита Скитер. К двум статусам я питаю непреходящее уважение: к статусу задрота и к статусу вечного студента. Только с оговоркой первого случая: если задрот искренне пытается понять мир и отдохнуть, создавая что-то новое по нему. У меня есть честолюбивая мечта, Клайв. Написать книгу по этой истории, по истории "Морровинда", хочу знать её, вложить что-то от себя, если, конечно, мне ничего не помешает. А то ведь, знаете, большинство моих проектов по этой теме находятся лишь на начальной стадии. Времени мало, отвлекают другие дела. Если бы нам дана была возможность только творить миры, бесконечное число раз и в больших количествах! К сожалению, это привилегия Божества - эманировать из самого себя и приносить себя в жертву ради вечного становления нашего бытия. Но мы имеем право творить миры. Равно как и познавать его. Равно как и радоваться, доходя до Балморы и видеть прекрасные красные фонари этого злачного места, лазать по бочкам в поисках наживы и одевать на голову торговцев котелок, чтобы они не заметили кражи. Впрочем, я всегда стараюсь играть по правилам. Убивать не люблю, даже если на это есть насущная необходимость. Охоту люблю, люблю искать клады и спасать людей, попавших в затруднительное положение. Люблю проходить побочные квесты, не обременяя себя судьбой героя. Думаю, это здорово. Моих способностей явно недостаточно для великих дел. Но ведь путь в тысячу лье начинается с первого шага, не так ли? Я могу создать свою судьбу сама, используя прежний, накопленный долгими усилиями опыт... Я миролюбивый человек. Считаю, что весь мир дан нам для исследования. Понимаю, что в команде работать круто, хотя и трудно. Роль исследователя-одиночки меня вполне устраивает. В этом мире, полном сурового очарования, можно иметь одного верного друга, ибо правильно сказал Страгирит, что "нет друзей у того, у кого их много". Окружать себя толпой я никогда не любила, и то, что я имела много друзей - это скорее крест, чем благословение. Вот так вот. Ну так вернёмся к основной теме. В "Морровинде" всё проще, и всё же в нём чувствуется глубина и красота, гораздо более притягательная, чем красота "Скайрима", быть может, потому, что когда-то энергии на его изучение было затрачено гораздо больше. Может быть, потому, что наивная простота его графики напоминает мне о безмятежных радостях моего отрочества, когда мир горний лишь тихо сиял отсветами фонарей за окном и светом фар проезжавших мимо автомобилей, когда всё казалось таким неизвестным и новым... Тогда, кстати, мой друг и принёс мне книгу "Там, где лес не растёт"... Как сейчас понимаю, что именно с этой истории и начинается моя бесконечная любовь к фэнтези. Сейчас, Клайв, чувствуешь, подобно толкиновским эльфам, лишь бесконечную усталость от утомительно бегущих циклов опыта, понимая, что за круги бытия нас выведет только суровая смерть, а жить достойно ничуть не труднее, чем жить во грехе. Вот так. Наша жизнь, даже самая счастливая - не более чем бремя и иллюзия, и попытаться понять другой мир, живущий по иным законам - это великолепная возможность почувствовать за стараниями людей, создававших их, Абсолютное. Даже не знаю, что и сказать... Нравятся мне в "Морровинде" силт-страйдеры, гигантские насекомые, на спине которых можно совершать путешествия по миру. Чем-то это напоминает верблюдов или боевых индийских слонов, на спине которых гнездились насесты наездников... Нравится то, что в "Морровинде" люди не любят, когда ты ходишь в поношенной одежде и совсем не любят, когда ты не одет. И то, что люди не стесняются называть себя обывателями, заботясь лишь о хлебе насущном. Каждый человек там играет особую роль в мировом ритуале существования. Есть правила, по которым надо жить, чтобы выжить и совершить что-то, оставить свой след в мире. Не воровать я там не могла не потому, что была нечестной, а потому, что слишком рассеяна - беру вещь, а она оказывается чужой. Что самое интересное в этой истории - вы можете проверить себя, какими вы будете в реальной жизни, или какими могли бы быть, если бы оказались в похожей ситуации... В этом великая романтика и великая роль ролевых игр - проживите ситуацию, в которой вы никогда не были или могли вовсе не оказаться... Мой опыт настолок показывает, что таких ситуаций огромное количество. Хотя и опыт у меня небольшой, но достаточный. Даже не знаю, что и рассказать, Клайв... Обожаю торговать книгами и прочей рухлядью, которую насобирала так, что девать некуда. Видите ли, я очень люблю мирную и тихую жизнь и предпочитаю деньги копить, а не отвоёвывать, хотя в игре особо не церемонюсь. Но всегда мечтала о собственном доме, который бы заслужила за подвиги, а так приходиться довольствоваться ролью Нищего Странника, Кормильца-На-Старости-Лет или Призреваемой Старушки. Но в этом выражении есть какое-то отречение от своего достоинства, я не буду выражаться так... Скорее, я Боевой Маг, который скитается по миру в поисках лучшей доли, зарабатывая на жизнь своим мастерством. Без права на ошибку. Как там сказал Теннисон?
Нам память дорога о нашей брачной жизни,
О нежной ласке наших жен;
Но всё меняется - и наш очаг в отчизне
Холодным прахом занесен.
Там есть наследники; и наши взоры странны;
Мы потревожили бы всех,
Как привидения, мы не были б желанны
Среди пиров, где дышит смех.
Быть может, мы едва живем в мечте народа,
И вся Троянская война,
Все громкие дела - теперь лишь гимн рапсода,
Времен ушедших старина.
Там смута может быть; но если безрассудно
Забыл народ завет веков,
Пусть будет то, что есть: умилостивить трудно
Всегда взыскательных богов.
Другая смута есть, что хуже смерти черной, -
Тоска пред новою борьбой,
До старости седой - борьбу и труд упорный
Везде встречать перед собой, -
Мучение для тех, в чьих помыслах туманно,
Кто видел вечную беду,
Чей взор полуослеп, взирая неустанно
На путеводную звезду.
Всё же я думаю, что людей, играющих в эту игру, больше, чем неиграющих. Так ли это? В любом случае не буду утомлять вас многословием о своих бесконечных похождениях в древних руинах и ночёвке в парках на скамейках Балморы, или походом к Красной Горе, или отчётами об исследованиях истории мира... Всё это и без меня можно прочитать в летописях Тамриэля. Приведу только отрывок из статьи про эту великую вещь, критику игры теми, кто знает больше меня. Не думаю, что она уместна, но мне нравятся эти помпезные словечки, которыми восторженные американские критики иногда сыплют о том, что их так вдохновило (о дизайне "Морровинда": "впечатляющий, "разнообразный" и "ошеломляющий", или сравните с тем, как Анна Винтур назвала фильм "Дьявол носит "Prada" "поучительным": "ясной и разумной" была признана система классов "Морровинда" GameSpot):
Отзывы и критика
The Elder Scrolls III: Morrowind был хорошо воспринят критиками, которые особенно выделяли его размеры, богатство визуальной части, а также его свободный дизайн. Однако, несмотря на все комплименты, свою долю критики получили гейм-дизайнеры, из-за глитчей и неоптимизированности игры для компьютеров средней мощности. В ретроспективе от 1UP.com, широта и бесконечность мира Morrowind способствовала снижению популярности однопользовательских RPG на домашних компьютерах в пользу MMORPG, где игроки могли получить схожий опыт ( Взято отсюда и полностью текст здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/The_Elder_Scrolls_III:_Morrowind )
Отзыв об игре "Морровинд"
12 минут
4 прочтения
29 марта 2022