Найти в Дзене
Владимир Склизков

Малоизвестные страницы истории отечественного рукопашного боя

Часть 2 Воспоминания об этой системе стали основой мифологии современных русских стилей. Все они рассказывают байки о своём происхождении от неких секретных, суперэффективных систем, об обладании некими уникальными знаниями и т.д. и т.п. Система то была, только они к ней не имеют практически никакого отношения. По мотивам системы рукопашного боя десантников, разведчиков и партизан была придумана система Кадочникова. Складывается впечатление, что она создавалась по принципу отказа от всего русского, всего эффективного, что было в исходной системе, хотя многие узнаваемые моменты остались. Проведём краткое сопоставление систем: - исходная система была построена на ударной технике, система Кадочникова на бросково-заломной, что делает её совершенно не пригодной для группового боя - в исходной системе обучали умению максимально концентрировать усилия для того, чтобы в кратчайшее время решать, стоящие перед бойцом задачи. В системе Кадочникова учат работать с усилием не более 40%, экономя эти

Часть 2

Воспоминания об этой системе стали основой мифологии современных русских стилей. Все они рассказывают байки о своём происхождении от неких секретных, суперэффективных систем, об обладании некими уникальными знаниями и т.д. и т.п. Система то была, только они к ней не имеют практически никакого отношения.

По мотивам системы рукопашного боя десантников, разведчиков и партизан была придумана система Кадочникова. Складывается впечатление, что она создавалась по принципу отказа от всего русского, всего эффективного, что было в исходной системе, хотя многие узнаваемые моменты остались. Проведём краткое сопоставление систем:

- исходная система была построена на ударной технике, система Кадочникова на бросково-заломной, что делает её совершенно не пригодной для группового боя

- в исходной системе обучали умению максимально концентрировать усилия для того, чтобы в кратчайшее время решать, стоящие перед бойцом задачи. В системе Кадочникова учат работать с усилием не более 40%, экономя этим силы. С точки зрения науки рукопашного боя такая экономия - исключительная глупость, а при подготовке бойцов - преступление. Сэкономил силы - потерял жизнь, так рукопашный бой не ведут. Во время боя берегут не силу, а время, через что экономится и сила. Важнейшим фактором, определяющим на чьей стороне будет победа, является время. Кто опередил, тот и победил. Почему? Потому что в реальном бою применяют оружие, подручные средства и атаку самых уязвимых точек на теле человека. Кто первый врезал - у того и преимущество. Чтобы опережать, надо тренироваться на максимальных скоростях и максимальных усилиях. Тут мы подошли к следующему различию в системах.

- в исходной системе всю технику доводят до максимальной жесткости и скорости. В системе Кадочникова тренируются мягко и расслабленно. Тренируясь медленно, да ещё вполсилы невозможно научиться ничему полезному для рукопашного боя.

Теперь вкратце расскажем о другой, хорошо известной в мире, системе, созданной на основе нашего рукопашного боя и похожую на него (но неидентичную) гораздо больше, чем система Кадочникова. В 60-е годы прошлого века советская система рукопашного боя десантников, партизан и разведчиков была вывезена в Израиль. Вывезена не вся, только первый уровень "индивидуальная самозащита", но и этого хватило, чтобы создать, пожалуй, лучшую в мире, систему самообороны – крав-мага. В первую очередь по политическим соображениям, а также для прикрытия перебежчиков из СССР, у которых остались родственники на их бывшей родине, была создана легенда о разработке крав-мага Ими Лихтенфельдом, при участии других специалистов. Правда этой байки заключается в том, что эти люди переделали советскую систему рукопашного боя в крав-мага. Израиль тогда в принципе не был способен создать подобного уровня систему. Подобного рода системы не создаются на пустом месте, с нуля, тем более отдельными людьми. Для их создания нужна база, конкретно: спортивная, научно-методическая, опытно-практическая. Ничего подобного в Израиле не было. Если, что-то нельзя создать, то это можно заимствовать. Но при копировании заимствованных образцов, всегда возникают искажения, потому что всё вроде бы видно, но не всё, на самом деле, понятно.

В крав-мага по большей части сохранены базовые технические, тактические и методические принципы советского рукопашного боя. Но было внесено новшество, коренным образом изменившее систему, по сравнению с исходным образцом. Израильтяне с самого начала стремились создать систему пригодную для быстрого обучения широкого контингента людей, включая армейских новобранцев без опыта занятий спортом и даже (особенность Израиля) женщин. Советская система этого сделать не позволяла. Она была рассчитана на работу со специально отобранным контингентом занимающихся и на длительный период тренировок в специально созданных условиях. К тому же, с методической (не технической) точки зрения была очень сложной, что требовало наличия высококвалифицированных преподавателей. Это, кстати, стало, одной из важнейших причин её быстрого исчезновения из советской армии. В армейских условиях оказалось невозможно организовать подготовку инструкторов способных обучать системе. Требовалось специальное образовательное учреждение, а поскольку ВИФК в 1960 году ликвидировали, подготовка специалистов прекратилась.

Израильтяне стали упрощать советскую систему. В результате появился принцип использования естественных реакций и естественных движений человека. Если речь идёт о подготовке профессионального рукопашника, то это порочный принцип. Однако он позволяет сильно сократить время подготовки новичка до некоторого приемлемого уровня. В результате за несколько недель или месяцев обученный новобранец сможет вести бой с таким же противником-новобранцем. Или обученное гражданское лицо сможет оказать сопротивление агрессору, не имеющему специальной (например, спортивные единоборства) рукопашной подготовки. Но это, по сути, 90% всех случаев рукопашного взаимодействия. По соотношению цена-качество, крав-мага - очень даже разумная система.

Стремление к сокращению сроков обучения, привело к тому, что в технике крав-мага закрепилось, а потом и канонизировалось (сказался низкий уровень образования тренерского состава) множество ошибок характерных для новичков. Которые, кстати говоря, демонстрируют профессиональные инструкторы. Причина появления этих ошибок заключается в том, что новичок чаще всего не способен правильно выполнить технику рукопашного боя, из-за неразвитости соответствующих групп мышц и недостаточной координации движений. Поэтому он все делает по-своему, как ему позволяет его организм. Некую задачу он выполняет, например, защищается, но при этом раскрывается под продолжение атаки со стороны противника. Но правильно продолжить атаку может только специально обученный человек, а так как крав-мага не ориентирована на ведение боя против обученного человека, такое искажение техники при условии сокращения времени обучения вполне оправдано.

Однако, надо понимать, на технике крав-мага соревнования по миксфайту не выиграешь, слишком «кривая». А вот советская техника позволяла вести бой в любых условиях, в том числе в условиях спортивного поединка. В начале 70-х годов прошлого века между нашими разведчиками и представителями немецких (ГДР) спецслужб регулярно проводились соревнования. Немцы были обучены технике на основе бокса, джиу-джитсу и элементов карате. Наши всегда их «выносили в одну калитку». Но, что интересно, когда немцы участвовали в соревнованиях с советскими подразделениями, обученными технике боевого самбо, бои проходили на равных.

В Израиле есть люди, знающие настоящую историю создания крав-мага и понимающие её проблемы. Поэтому, когда у нас в 90-е годы вышли в свет русские стили, израильтяне стали активно приглашать к себе для проведения семинаров (по сути слива информации) наших горе-специалистов. Но быстро прикрыли лавочку, разобравшись с кем имеют дело. У крав-мага гораздо более высокий уровень, чем у русских стилей. Израильтяне, несмотря на все свои новшества, в значительной степени сохранили боевой потенциал советской системы рукопашного боя. Наши же, русские стилисты, настолько изуродовали систему, что от былой эффективности ничего не осталось.